Президент Белоруссии Александр Лукашенко в очередной раз поднял вопрос о необходимости создания альтернативных каналов закупки нефти. В данном случае речь пошла о поставках сырья через порты прибалтийских государств, взамен чего эти страны смогли бы получать дешевые белорусские нефтепродукты. Фактически разговор идет о возможном, частичном или полном, отказе Белоруссии от российской нефти. Однако в этом заявлении Александра Лукашенко больше политического шантажа, нежели экономической целесообразности.
Договориться о формах компенсации налогового маневра Лукашенко пока не удалось. Наша страна готова не допустить роста топливных цен на внутреннем рынке союзного государства, но Беларусь интересуют именно низкие цены на нефть, для поддержания объемов своего экспорта нефтепродуктов, который составляет одну из главных статей пополнения бюджета республики. А за шесть лет по оценкам официального Минска общие потери экономики республики от налогового маневра достигнут почти 11 миллиардов долларов.
В результате, белорусской стороной была в который раз реанимирована идея о возможности поставок нефти не из России. Если совсем немного углубиться в историю, то только за последние 10 лет, всякий раз, когда между союзными государствами возникали трения в сфере энергетики, в Белоруссии начинались разговоры об альтернативных источниках поставок нефти. В качестве оных поочередно рассматривались варианты закупок сырья из Венесуэлы, Ирана, Азербайджана и Казахстана. Естественно, дальше разовых поставок из этих стран дело не шло. Для белорусской стороны российский продукт все равно выигрывает с точки зрения рентабельности. Даже при некоторых потерях премиальности российской нефти в результате налогового маневра, ее логистические преимущества неоспоримы.
Купить не российскую нефть Белоруссия, конечно, может, но даже если отбросить рассуждения о целесообразности подобного шага, дальнейшие действия Минска вызывают множество вопросов. Во-первых, встает вопрос логистики. Доставить сырье для Новополоцкого НПЗ, а именно о нем говорил Александр Лукашенко, из портов Прибалтийских стран можно пока только железной дорогой. Это автоматически приведет к значительному подорожанию нефти, которое сразу съест всю маржу нефтеперерабатывающего завода. Возможен запуск трубопровода «Новополоцк-Вентспилс» (сейчас частично используется, как продуктопровод) в реверсном режиме для транспортировки в Беларусь купленной «на стороне» нефти. Однако это требует серьезных инвестиций на перестройку и модернизацию нефтепровода, а у официального Минска на это банально нет средств. К тому же реализация такого проекта требует времени, а 2019 год уже наступил.
В данном случае невольно напрашивается аналогия с другим «вечно перспективным», простаивающим проектом. Нефтепроводом «Одесса — Броды», который в своих интересах пытались использовать не только Белоруссия, но и Украина, для поставок нефти Каспийского региона на свои нефтеперерабатывающие заводы, и транзитом в страны Восточной Европы. В результате, единственным периодом времени, когда этот трубопровод был заполнен более чем на 50% стали 2005-2010 гг. Тогда его в реверсном режиме использовала российская сторона. На сегодняшний день нефтепровод простаивает и фактически уже не рассматривается даже в качестве инструмента шантажа.
Второй проблемой для Белоруссии являются рынки сбыта. Как уже было отмечено, большую часть своей продукции она отправляет на экспорт. Занять рынок прибалтийских стран, на что рассчитывает Александр Лукашенко, едва ли получится. Их потребности почти полностью обеспечивает Мажейкяйский НПЗ, находящийся в Литве, и при этом работающий вполовину своей мощности. Весьма маловероятно, что Беларусь сможет предложить странам региона нефтепродукты по более низкой цене, нежели завод, находящийся, как говорится, «под боком», особенно учитывая транспортировку нефти через территории этих стран, а потом обратную доставку. К тому же, сомнительно, что руководство Литвы захочет иметь конкурента одному из крупнейших промышленных предприятий на своей территории.
Заявление президента Беларуси о необходимости альтернативных поставок нефти в республику, больше политическое, нежели экономическое. Альтернатив российскому сырью в Белоруссии пока нет. А слова Лукашенко всего лишь попытка добиться экономических уступок со стороны Владимира Путина, в обмен на лояльность. Однако, учитывая историю с Украиной, которой в свое время были предоставлены большие экономические преференции со стороны Москвы, Кремль едва ли допустит аналогичные ошибки.
Хотя можно предположить один проходной вариант. Схема батьки сработает, если он получит на нее дотацию. Например, от ЦРУ.
Алексей Плотников
Мы в телеграм:
Минэнерго РФ намерено до конца марта утвердить новую энергостратегию-2050
Сообщил журналистам министр энергетики России Сергей Цивилев.
РФ и Иран договорились о расширении сотрудничества в сфере добычи углеводородов
Поощрении инвестиций в проекты по разработке месторождений.
РФ и Иран согласовали маршрут газопровода через Азербайджан, переговоры в финальной стадии
Страны также обсуждают совместные проекты по добыче газа.
РФ может поставлять в Иран до 55 млрд куб м газа
Проект строительства газопровода из РФ в Иран находится в работе,…
В 2025г цена барреля нефти составит $69,76, в 2026г — $67,96
Об этом говорится в опубликованном январском обновлении к докладу МВФ…
К 2027г во Владимирской области планируют построить 1,5 тыс км газопроводов
И подвести газ к 264 населенным пунктам.