Свежее
На болгарской АЭС Козлодуй после ремонта ввели в эксплуатацию ЭБ-6Более 45 тыс человек остались без электроэнергии в Смоленской области из-за непогодыЭнергетики оперативно ликвидируют последствия 2-й волны циклона в Центральной РоссииБолее 60 бригад восстанавливают нарушенное непогодой энергоснабжение в Курской областиБолее 80 бригад восстанавливают нарушенное непогодой энергоснабжение в Калужской областиНа повышение надежности электросетевого комплекса Удмуртии направят 1 млрд руб
Как выяснилось, энергокомпании «Газпром энергохолдинга» (ГЭХ) обвинили Федеральную грузовую компанию (ФГК) ОАО РЖД в завышении цен на перевозку угля. По их оценке, это привело к росту их расходов: отказаться от закупки зимой они не могли, а вернуть прежние цены ФГК отказалась. В итоге ФАС приобщила энергетиков к числу заявителей в антимонопольном деле в отношении ФГК и ОАО РЖД. В ФГК заверяют, что на нее приходится лишь 20% перевозок угля для энергокомпаний ГЭХ, а эксперты считают, что в перевозке угля ФГК можно считать маркетмейкером, но не доминирующим игроком, пишет «Коммерсантъ».
ФАС в пятницу рассмотрела дело в отношении ФГК и ОАО РЖД, и, как стало известно, в число заявителей вошли и энергокомпании «Газпром энергохолдинга» ТГК-1, ОГК-2, и «Мосэнерго». Энергетики обвинили ФГК в завышении цен на перевозку угля. В ФАС подтвердили поступление обращений.
ФАС завела дело в отношении ФГК и ОАО РЖД в ноябре 2016 года по жалобе двух щебеночных карьеров, подозревая оператора в монопольно высокой цене на предоставление полувагонов. Как третьи лица привлечены Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина, Новая перевозочная компания (НПК, входит в Globaltrans), СУЭК, «ВЭБ-лизинг».
Как сообщили в ГЭХ, перед началом отопительного сезона-2016/17 ФГК уведомила об увеличении ставок на вагоны поставщиков угля для ТЭС холдинга (Апатитская ТЭЦ ТГК-1, ТЭЦ-22 «Мосэнерго», Череповецкая и Рязанская ГРЭС ОГК-2). Поставщики попросили ГЭХ поднять транспортную составляющую в стоимости угля на 7-11%. «Информация от поставщиков угля позволила предположить, что с высокой долей вероятности положение ФГК на рынке услуг по предоставлению вагонов отвечает признакам доминирующего,— говорят в холдинге.— В частности, иные операторы при установлении ставок на аренду вагонов ориентируются на ставки ФГК». Генераторы отвечают за надежное энергоснабжение и не могли отказаться от поставок в связи с ростом транспортной составляющей, поясняют в ГЭХ, добавляя, что пытались урегулировать ситуацию, но в ФГК «отказались от сохранения ставок на уровне первого полугодия 2016 года». В результате в первом квартале рост транспортных расходов составил 16-23%, уточняют в ГЭХ, говоря, что обратились в ФАС только после отказа ФГК от переговоров.
В ФГК подтвердили, что в деле появилась жалоба ГЭХ.
«Компания не может оценить истинной причины появления документа,— говорят в ФГК,— так как не имеет договорных отношений с «Мосэнерго», ОГК-2 и ТГК-1. Насколько нам известно, компании приобретают энергоресурсы у определенных на конкурсе поставщиков, те выбирают экспедиторов, которые и определяют оператора». ФГК не имеет возможности прокомментировать, где и в каком объеме в этой цепочке изменились ценовые условия и кто из участников «спекулирует сложившейся ситуацией». Доля вагонов ФГК в перевозках угля для ГЭХ в 2016 году — не более 20%, говорят в компании-операторе, считая, что «это дополнительно подтверждает безосновательность жалобы». ФГК заинтересована в прямом контракте с ГЭХ, но «к сожалению, обращений ТГК-1, ОГК-2 или «Мосэнерго» не получала».
Глава «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров подтвердил, что на спотовом рынке было два повышения стоимости перевозки угля в полувагонах — в сентябре—октябре 2016 года на 15-20% и в феврале—марте 2017 года на 5-10%. Вагонная составляющая выросла с 500-600 руб. до 1,2-1,3 тыс. руб. за вагон в сутки. Но, считает он, будучи маркетмейкером, ФГК не является доминирующим игроком. Ее доля в перевозке угля — 23% в 2016 году и 22% в январе—феврале этого года, тогда как у ПГК — 14,5% и 13,5% соответственно. Во внутрироссийских перевозках угля доля ФГК снизилась с 24% в 2016 году до 21,5% в начале 2017 года, у ПГК — с 20,1% до 18,5%. Цены растут на фоне роста погрузки, и ОАО РЖД ожидает роста вагонной составляющей по полувагонам до 1,5 тыс. руб. в сутки, отмечает эксперт.
По мнению господина Бурмистрова, потребители могут присоединиться к делу только как наблюдатели: уголь на ТЭС идет на условиях CPT (со включенной в цену доставкой), и о доле цены перевозки в стоимости топлива знает только грузоотправитель. Источник, знакомый с ходом заседания в ФАС, замечает, что ТГК-1 и ОГК-2 заявляли, что «не располагают информацией о долях рынка ФГК и ценах конкурентов», но «в их жалобе заявлено о монопольно высоких ценах оператора со ссылкой на материалы дела, которые до заседания не были доступны третьим лицам».
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
На болгарской АЭС Козлодуй после ремонта ввели в эксплуатацию ЭБ-6
В реактор загружено свежее ядерное топливо.
Более 45 тыс человек остались без электроэнергии в Смоленской области из-за непогоды
Энергоснабжение восстанавливают более 100 бригад.
Энергетики оперативно ликвидируют последствия 2-й волны циклона в Центральной России
В наиболее пострадавших областях организованы временные пункты по работе с…
Более 60 бригад восстанавливают нарушенное непогодой энергоснабжение в Курской области
В Золотухинском районе развернут временный пункт работы с потребителями.
Более 80 бригад восстанавливают нарушенное непогодой энергоснабжение в Калужской области
В результате падения более чем 500 деревьев в регионе отключено…