Новости энергетики 16+

В бюджет подбросят угля

Вслед за металлургами господдержки требуют угольщики. На фоне падения инвестиций в отрасль они просят субсидирования процентных ставок и рефинансирования кредитов. Пока аппетиты не слишком велики — годовой объем субсидий оценивается в 2 млрд руб. Но профильные аналитики сомневаются, что этого будет достаточно, и считают более эффективным механизмом привязку транспортных тарифов к мировым ценам на уголь, что уже обсуждается с ОАО РЖД, пишет «Коммерсантъ».

Вчера правительство рассмотрело программу развития угольной отрасли до 2030 года. Но в ходе заседания выяснилось, что ей требуется оперативная и масштабная поддержка. Картину кризиса очертил глава крупнейшей в стране СУЭК Владимир Рашевский. По его словам, сейчас «до половины» угольщиков мира убыточны (российские по итогам 2013 года получили 22 млрд руб. консолидированного убытка против 60 млрд руб. прибыли годом ранее), но «отрасль циклична, после спада обязательно будет подъем» и «важно это не пропустить». Для этого, подчеркнул топ-менеджер, нужна господдержка, иначе инвестиции в отрасль замедлятся. Уже в 2013 году они составили 75 млрд руб. против 116 млрд руб. в 2012 году и в 2014 году ситуация должна ухудшиться.

Господин Рашевский предложил целый ряд мер. В частности, речь шла о ежегодных субсидиях по процентным ставкам инвестиционных кредитов в размере 1-2 млрд руб. Кроме того, компании «начинают испытывать сложности с рефинансированием кредитов», поэтому нужно «актуализировать» программу ЦБ по рефинансированию экономики, «расширить набор инструментов». «Есть конкретные направления, мы готовы их подсказать»,— уточнил глава СУЭК. В самой компании не смогли пояснить, что он имел в виду.

Премьер Дмитрий Медведев комментировать просьбу угольщиков не стал. Его пресс-секретарь Наталья Тимакова переадресовала вопросы вице-премьеру Аркадию Дворковичу. В его аппарате предложили «дождаться оформления итогов заседания». В Минэнерго «положительно» относятся к идеям СУЭК, но о конкретных предложениях готовы говорить только после поручения правительства. В Минфине на запрос не ответили. Самая закредитованная угольная компания в России — это «Мечел» Игоря Зюзина (чистый долг на февраль — $9 млрд). Но металлурги сами уже не раз излагали правительству свои проблемы и получили гарантии поддержки. В частности, крупнейший угольный проект «Мечела», разработку Эльгинского месторождения, на $2,5 млрд кредитует ВЭБ.

СУЭК (добывает 96,5 млн тонн угля в год) требуются инвестиции в размере 18-19 млрд руб. в год до 2018 года на увеличение добывающих мощностей и развитие транспортной инфраструктуры. В «Кузбассразрезугле», «СДС Угле», ТЭПК и En+ вчера не стали комментировать идеи конкурента. В «Северстали» (ее «Воркутауголь» добывает 13 млн тонн угля в год) «приветствуют инициативу», уточняя, что «все зависит от условий поддержки». В компании добавляют, что она сейчас «сконцентрирована на снижении затрат» и «очень осторожно относится к инвестициям в новые проекты».

Эксперты сочли запросы угольщиков слишком скромными. «Сумма субсидий в $60 млн для всей отрасли выглядит консервативно»,— полагает Игорь Лебединец из «ВТБ Капитала». По мнению Андрея Третельникова из RMG, более эффективным механизмом помощи была бы привязка транспортных тарифов (свыше 50% в себестоимости) к мировым ценам на уголь. Минэкономики уже предложило ОАО РЖД привязать размер наценок и скидок к тарифам к мировой стоимости грузов. Официально в ОАО РЖД считают идею «здравой», но источник в монополии говорил, что это логично только для экспортных перевозок.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх