Свежее
Минфин РФ не планирует каких-либо новых мер поддержки нефтяной отраслиМинфин РФ не видит риска роста цены на топливо выше инфляции из-за роста акцизовМинфин РФ ждет от Лукойла техсхему проекта на Каспии для решения по налоговым льготамМинфин РФ готов обсуждать изменение диапазона отклонения цен топливного демпфераВ подмосковном Чехове реализуется программа перевода сетей с 6 кВ на 10 кВПС 35 кВ Бабайки обеспечила 62 кВт новой котельной подмосковном пос.Шевляково
В марте исполняется десять лет с момента подписания Федерального закона №35 «Об электроэнергетике» — главного документа, регулирующего работу этой отрасли в России. Однако юбилей, очевидно, будет не очень веселым: всем участникам рынка ясно, что большинство задач, которые ставились при реорганизации РАО ЕЭС, до сих пор не реализованы.
Дмитрий Медведев 1 марта проводит совещание, посвященное реформе электроэнергетики России. К этой же дате председатель правления ФСК ЕЭС Олег Бударгин поручил разработать план мер по снижению уровня неплатежей за электроэнергию и сокращению потерь в распределительном сетевом комплексе Северного Кавказа. Министр энергетики на недавнем заседании по российскому ТЭКу заявил, что в прошлом году удалось добиться определенного улучшения ситуации в этом регионе, но мне верится в это с трудом. Финансовое положение МРСК Северного Кавказа из-за высоких потерь и чрезмерной дебиторской задолженности одно из самых удручающих в сегменте, что сказывается и на капитализации компании.
Основными проблемами СКФО остаются высокий уровень долгов сбытовых компаний перед поставщиками и сетевыми компаниями на оптовом рынке (более 21 млрд руб. , или около 40% всех долгов на ОРЭМ), а также сверхвысокий уровень ненормативных потерь. Целевой уровень потерь в сетях по стране — 7,5-8%, а для Северного Кавказа глава ФСК поставил задачу сократить их хотя бы до 18%.
Все виды задолженности, по мнению г-на Бударгина, необходимо сократить на 50%. Самая тяжелая ситуация складывается в Дагестане, Ингушетии и Чечне. Дебиторская задолженность МРСК СК за услуги по передаче электрической энергии превышает 5 млрд руб., а это больше половины годовой выручки компании. При этом 70% задолженности, или 3,7 млрд руб., приходится на нижестоящие территориальные сетевые организации, и эта сумма неуклонно растет.
В целях снижения дебиторской задолженности сетевой компании необходимо реализовать программу по консолидации многочисленных ТСО. Частая смена собственника ТСО препятствует обновлению сетей, а отсутствие должного контроля над их издержками, закладываемыми в тариф, приводит к его необоснованному завышению. Консолидация позволит не только снизить тарифы на электроэнергию и сделать систему их формирования более прозрачной, но и положительно скажется на уровне потерь и на финансовых показателях МРСК СК. Если бы доля межрегиональных сетей в регионе была доведена почти до 100%, это могло бы увеличить ежегодные доходы МРСК СК примерно на 30%. Но сейчас идею консолидации категорически отвергают муниципальные власти Северного Кавказа. Самая ожесточенная борьба идет в Дагестане.
МРСК СК безуспешно борется в суде за приобретения Огнинских городских электросетей. Ранее дагестанское УФАС отказало им в этом. Более того, как раз к совещанию у Медведева Федеральный суд СКФО подтвердил законность решения дагестанского УФАС, сославшись на возможность «ограничения конкуренции». Кстати, разработать и реализовать программу консолидации ТСО в регионе поручил Путин.
Думаю, что если дальнейшие решения по консолидации ТСО в регионе будут приниматься подобному решению Дагестанского УФАС, состояние северокавказской электроэнергетики в этом году будет еще более плачевным. В то же время, Медведев ранее сообщал о намерении вложить в электроэнергетический сектор СКФО около 100 миллиардов рублей. Но думаю, положение МРСК СК эти деньги при текущей «расстановке сил» едва ли улучшат.
Нерешенной остается также важная проблема регулирования тарифов в регионе, особенно в Дагестане, где расценки на передачу искусственно занижены. В результате, по словам главы МРСК СК, неучтенные расходы компании только в 2013 году составят более 1,5 млрд руб.
Таким образом, несмотря на огромную перепроданность акций МРСК СК, рассматривать их как объект для вложения средств в ближайшие несколько лет не стоит. Кроме того, я считаю, что одобренное в феврале SPO компании в объеме 2,544 млрд руб. приведет к размытию долей миноритаериев. Думаю, что даже возможная передача северокавказских сетей в управление СП Курортов Северного Кавказа (КСК) и корейской госкомпании KOWEPO положение в сетевом комплексе региона не улучшит.
На мой взгляд, в сегменте МРСК самыми привлекательными сейчас остаются МОЭСК, МРСК Центра и Приволжья и МРСК Центра. Цель по МОЭСК — 2,41 руб. Цель по МРСК Центра — 0,89 руб. Цель по МРСК ЦП — 0,27 руб.
Лилия Бруева, аналитик Инвесткафе
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
Минфин РФ не планирует каких-либо новых мер поддержки нефтяной отрасли
Выплаты из бюджета РФ нефтяным компаниям по топливному демпферу в…
Минфин РФ не видит риска роста цены на топливо выше инфляции из-за роста акцизов
Акциз на бензин класса 5 вырос с 15,048 тыс руб…
Минфин РФ ждет от Лукойла техсхему проекта на Каспии для решения по налоговым льготам
Извлекаемые запасы газа месторождения составляют 89,4 млрд куб м, количество…
Минфин РФ готов обсуждать изменение диапазона отклонения цен топливного демпфера
Сейчас отклонение не должно превышать 10% для бензина и 20%…
В подмосковном Чехове реализуется программа перевода сетей с 6 кВ на 10 кВ
В 2025г в рамках программы будет введено в эксплуатацию 4…
ПС 35 кВ Бабайки обеспечила 62 кВт новой котельной подмосковном пос.Шевляково
Энергетики проложили 4 КЛ-0,4 кВ, установили и ввели в эксплуатацию…