В условиях резкого падения цен на природный уран и продолжающейся неопределенности с развитием атомной энергетики в мире «Атомредметзолото» (АРМЗ) намерено потратить около $1,3 млрд на выкуп долей всех миноритариев подконтрольной ему канадской Uranium One (U1) с премией 30-60% к рынку. С учетом затрат на получение контроля, которые ранее оценивались в $1,2 млрд, суммарные расходы «Росатома» на скупку зарубежных уранодобывающих активов могут достичь $2,5 млрд., пишет «Коммерсантъ».
АРМЗ (уранодобывающий холдинг «Росатома») хочет во втором квартале выкупить 100% акций подконтрольной канадской U1. Как сообщили вчера стороны, U1 и АРМЗ заключили «соглашение о трансформации публичной компании в частную». В рамках сделки российский холдинг готов предложить миноритариям U1 приобрести их доли за 2,86 канадского доллара за акцию (курс канадского доллара — $1,016). Общие затраты АРМЗ на выкуп 48,6% акций канадской компании должны составить около $1,3 млрд.
АРМЗ, на 100% подконтрольное «Росатому», владеет всеми российскими уранодобывающими активами и 51,42% акций U1, которой принадлежат доли в урановых месторождениях Казахстана, США и Австралии. Кроме того, АРМЗ принадлежит австралийская Mantra Resources, владеющая правами на перспективное месторождение Mkuju River в Танзании. Выручка холдинга за 2011 год по РСБУ — 26,9 млрд руб., чистая прибыль — 2,7 млрд руб. Выручка U1 за девять месяцев 2012 года — $335,3 млн, чистый убыток — $27,9 млн.
Для завершения сделки АРМЗ нужно получить добро от собрания акционеров U1, которое назначено на февраль. Сделку должны поддержать две трети акционеров (большинство миноритариев). Также АРМЗ необходимо получить разрешение регуляторов, в частности судебных инстанций суда провинции Онтарио, которому предстоит проверить справедливость условий сделки и цены выкупа акций.
Консолидацию контрольного пакета акций U1 АРМЗ завершило в 2010 году. Это был сложный ряд сделок, в ходе которых российский холдинг отдал U1 свои доли в казахских урановых активах, а также выкупил акции за деньги, выделенные «Росатому» из федерального бюджета. Общие затраты на приобретение контроля в U1 Вадим Живов, занимавший в то время пост гендиректора АРМЗ, оценивал в $1,2 млрд. Основной задачей в зарубежной экспансии АРМЗ было получение уранодобывающих активов с низкой себестоимостью.
Как пояснил вчера Вадим Живов (президент U1 и глава совета директоров АРМЗ), U1 «до 2011 года полностью использовала те возможности, которые предоставлял фондовый рынок», а в условиях падения фондовых индексов «использование частной формы дает больше преимуществ, чем публичная компания». При этом U1 сохранит независимых членов в совете директоров. На выкуп акций АРМЗ потратит собственные средства «Росатома», добавил господин Живов, деньги федерального бюджета на этот раз использоваться не будут.
Выкуп акций объявлен на фоне крайне сложной ситуации в мировой уранодобывающей отрасли. Рыночные цены на уран во второй половине 2012 года стабильно снижались. Еще в мае средняя спотовая цена за 1 фунт урана, по данным UX Consulting, держалась на уровне $52 за 1 фунт, но к ноябрю котировки рухнули до абсолютного минимума последних лет — $40,75 за 1 фунт (на 7 января UXC дает цену $42,75 за 1 фунт). Акции U1 показывали сходную динамику: в Торонто в мае их котировки достигали 3,03 канадского доллара ($3,07) за акцию, тогда как в середине ноября и начале декабря составляли 1,8 канадского доллара ($1,83) за акцию. К началу января котировки начали подниматься и к 10 января выросли более чем на 35%, до 2,4 канадского доллара ($2,44) за акцию U1. Начало роста примерно совпадает по времени с принятием «Росатомом» принципиального решения о скупке долей у миноритариев, которое, по данным издания, принято в декабре.
АРМЗ в официальном сообщении оценивало уровень премии миноритариям при выкупе акций U1 в 32% относительно средней цены за последние 20 дней, когда фиксировались высокие котировки. Если же сравнивать цену оферты с минимальным курсом акций на начало декабря 2012 года, то премия увеличится до 59%.По мнению Вадима Живова, предлагаемая премия «не является исключительной». В предыдущих сделках по скупке урановых компаний АРМЗ также использовало аналогичные схемы. По словам топ-менеджера, цена выкупа формировалась как среднее между оценками стоимости бумаг U1, сделанными банками-оценщиками.
Глава группы «Атомпромресурсы» Андрей Черкасенко отмечает, что после аварии на АЭС «Фукусима-1» в марте 2011 года рынок природного урана был медвежьим. Существенное давление на цену сырья оказывали, в частности, планы японского правительства по пересмотру политики в области мирного атома и пересмотр атомной программы Китаем. Кроме того, как полагает эксперт, резкое падение цен в конце 2012 года может быть связано с избытком предложения — появлением на рынке дополнительных объемов урана, ранее придерживавшихся трейдерами, добывающими и энергокомпаниями, формировавшими складские запасы. Выкуп АРМЗ 100% акций U1, по мнению Андрея Черкасенко, может остановить критику в адрес «Росатома», который отдал канадской компании прямой контроль над активами в Казахстане. Кроме того, добавляет эксперт, после событий на «Фукусиме-1» уран так и не смог стать полноценным биржевым товаром, и его производителям стоит рассчитывать скорее на помощь государства, чем на привлечение рыночных инвестиций.
Мы в телеграм:
Повторные выбросы мазута произошли больше чем на половине участков пляжей Кубани
На 24 участках из 41.
Завершена очистка от мазута акватории Черного моря вокруг кормы «Волгонефть-239» на Кубани
Продолжаются работы по очистке акватории вокруг оставшейся части танкера.
ВР возобновила добычу газа с платформы Shah Deniz Alpha на месторождении Шахдениз
Ранее BP-Azerbaijan сообщила об остановке добычи газа с платформы с…
Минэнерго РФ намерено до конца марта утвердить новую энергостратегию-2050
Сообщил журналистам министр энергетики России Сергей Цивилев.
РФ и Иран договорились о расширении сотрудничества в сфере добычи углеводородов
Поощрении инвестиций в проекты по разработке месторождений.
РФ и Иран согласовали маршрут газопровода через Азербайджан, переговоры в финальной стадии
Страны также обсуждают совместные проекты по добыче газа.