ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Энергетика РФ, или Высокое напряжение опасно для жизни

В секторе электроэнергетики в последние дни уходящего года наибольший интерес участников торгов вызывают вопросы реалистичности планов Роснефтегаза по консолидации активов Русгидро и Интер РАО ЕЭС.

Спекуляции, касающиеся обсуждения будущего хозяина 40%-го пакета Иркутскэнерго, судьбы акций ДРСК, а также дофинансирования инвестпрограмм Интер РАО и Русгидро будут вызывать резкие колебания в рыночных котировках акций всех участников этих событий пока власти не определятся с тем, какой, а точнее, чьей стратегии развития российской энергетики они будут придерживаться.

Можно выделить два фактора нынешнего противостояния вокруг дальнейшего направления развития отрасли: стремление Сечина и Дворковича расширить свое влияние и необходимость сохранения видимости единства тандема президента и премьера. В практической плоскости это отразилось в отмене решения Сечина подчинить потенциально приватизируемый Холдинг МРСК неприватизируемой ФСК ЕЭС. Данная мера еще надолго могла бы закрыть доступ инвесторов к российскому электросетевому комплексу. Это полностью соответствовало парадигме государственности Путина и Сечина, но противоречило бы позициям «рыночников» Медведева и Дворковича. Впоследствии реализация данной альтернативы была остановлена Дворковичем и министром энергетики Новаком.

Еще одной инициативой Сечина, направленной на реформу электроэнергетики, было намерение докапитализировать Русгидро за счет средств возглавляемого им Роснефтегаза, что автоматически сделало бы его одним из самых влиятельных игроков не только в нефтегазовом секторе, но и в электроэнергетике. Впоследствии данная инициатива была также отменена, однако сейчас разговоры о том, что Роснефтегаз может получить не только влияние в Русгидро, но и приобрести контрольный пакет в ИРАО, возобновились.

Минэкономразвития и Минэнерго РФ предлагали передать 40% Иркутскэнерго после покупки этой доли Роснефтегазом у Интер РАО в доверительное управление Русгидро с последующей продажей пакета путем обмена на 5,2% акций Интер РАО, которыми на данный момент владеет Русгидро, плюс еще около 5% акций ИРАО, принадлежащих ФСК ЕЭС, которые Русгидро могла бы получить в результате сделки по продаже ДРСК. Цель всех этих сложных схем в том, чтобы Роснефтегаз смог увеличить свое присутствие как в капитале Интер РАО, так и в Русгидро.Однако ФСК ЕЭС, которые Русгидро могла бы получить в результате сделки по продаже ДРСК. Цель всех этих сложных схем в том, чтобы Роснефтегаз смог увеличить свое присутствие как в капитале Интер РАО, так и в Русгидро.

Однако надежды на получение 5%-го пакета ИРАО, находящегося у ФСК, в результате обмена на активы Дальневосточной распределительной компании, были разбиты. ФСК официально заявила о том, что компания не заинтересована в покупке ДРСК, несмотря на то, что цена покупки уже давно согласована между Русгидро и ФСК, и Русгидро завершило все корпоративные процедуры, связанные с этой сделкой.

Теперь ФСК дает понять, что при новой схеме организации управления российским сетевым комплексом, распредсети в него входить не будут. Однако у ФСК уже сейчас имеются активы в распредсетях, согласно структуре компании. В частности, ей принадлежит 77% акций Нурэнерго. В связи с этим возникает вопрос, что будет с этими активами в следующем году и какая судьба ждет 20% акций Интер РАО, которые стоят около $1,6 млрд и принадлежат ФСК. Неизвестно, будет ли эта доля использоваться для постепенной консолидации Роснефтегазом контрольного пакета акций в ИРАО.

В любом случае нерыночный характер этих сделок очевиден. Происходит перераспределение госактивов, которое приведет к масштабной реорганизации структуры акционерного капитала ИРАО, а также к усилению контроля Роснефтегаза и его главы над стратегическими активами в электроэнергетике.

Последние заявления «осведомленных» источников о стоимости 40% пакета Иркусткэнерго и будущем хозяине этих акций кажутся попыткой повлиять на рыночную оценку привлекательного актива. Но даже если предположить, что никаких договоренностей, о которых пока неизвестно широкому рынку, между сторонами сделки пока нет, спекуляции лишь подрывают надежды инвесторов на то, что противостояние Сечина и Дворковича вокруг стратегии развития отрасли закончились, а значит и в следующем году рассчитывать на появление некой четкой политики не приходится. Особенно это вредит привлекательности российского электроэнергетического сектора в глазах потенциальных инвесторов, в первую очередь иностранных. Они просто не понимают, что происходит и чего ждать.

Вместе с тем усиление участия Роснефтегаза в Интер РАО и Русгидро ставит под вопрос будущее обширной программы по приватизации госсобственности. Ведь планировалось, что государство полностью выйдет из капитала Интер РАО к 2016 году. Вряд ли это произойдет, если события будут развиваться по сценарию, предложенному Сечиным.

Целевая цена по Интер РАО составляет 0,0291 руб. при потенциале роста 16%. Целевая цена по Иркутскэнерго находится на уровне 24,14 руб. при потенциале роста — 52%.

Лилия Бруева, аналитик Инвесткафе

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх