Новости энергетики 16+

Система 60-66 будет благоприятной для нефтекомпаний в краткосрочной перспективе

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings отмечает, что введение нового режима налогообложения для нефтяной отрасли России, так называемой системы «60/66» (вступила в силу 1 октября), в краткосрочном плане, скорее всего, будет иметь позитивное влияние на большинство российских нефтедобывающих и интегрированных нефтяных компаний, рейтингуемых агентством. В то же время для обеспечения долгосрочных перспектив нефтяной отрасли страны необходимы дальнейшие изменения системы налогообложения, говорится в сообщении агентства.

Налоговый режим «60/66» снижает максимальную экспортную пошлину на нефть с 65% до 60% и выравнивает экспортные пошлины на светлые и темные нефтепродукты на уровне 66% от экспортной пошлины на нефть. Однако пошлина на экспорт бензина остается без изменений на уровне 90%.

Fitch считает, что в краткосрочной перспективе новый режим налогообложения благоприятно скажется и на компаниях, занимающихся только разведкой и добычей, и на интегрированных компаниях, деятельность которых имеет уклон в сторону разведки добычи и/или которые имеют относительно современные НПЗ. В то же время агентство ожидает, что изменения налогообложения будут иметь ограниченное положительное влияние на показатели кредитоспособности трех ведущих российских нефтяных компаний. Так, прогнозируется снижение их валового скорректированного левереджа менее чем на 0,1x на основе ожиданий Fitch по цене на нефть в 102,5 долл./барр. в 2011г. и с учетом структуры экспорта компаний за 2010г.

Чистый положительный эффект новой системы налогообложения для ОАО «НК «Роснефть» (BBB-/прогноз «позитивный»), ОАО «ЛУКОЙЛ» (BBB-/прогноз «стабильный») и TNK-BP International Ltd (BBB-/прогноз «стабильный») обусловлен тем, что преимущества более благоприятного режима по экспортным пошлинам на нефть, скорее всего, перевесят его негативные последствия для нефтеперерабатывающего сегмента.

По оценкам Fitch, основываясь на прогнозе агентства по цене на нефть, при новом режиме налогообложения нефтедобывающие компании смогут получать дополнительно 3,9 долл. на баррель экспортируемой нефти. В то же время, поскольку темные нефтепродукты составляют значительную часть российского экспорта, а на долю мазута приходилось 52% экспортных продаж «Роснефти» и 37% экспортных продаж ЛУКОЙЛа в 2010г., более высокие экспортные пошлины на темные нефтепродукты согласно налоговому режиму «60/66», вероятно, приведут к менее благоприятному налогообложению нефтеперерабатывающей деятельности.

Аналогичным образом, у ОАО «Татнефть» (BB/прогноз «стабильный») добывающий сегмент сможет получить преимущества от сокращения предельной ставки экспортной пошлины на нефть, в то время как деятельность его недавно построенного нефтеперерабатывающего комплекса «Танеко» может быть негативно затронута, поскольку на первом этапе его эксплуатации планируется производство значительной доли темных нефтепродуктов. В результате компания отложила принятие решения о строительстве второй очереди НПЗ, напоминает Fitch.

Новый режим налогообложения нацелен на улучшение прибыльности добывающего сегмента и стимулирование развития перерабатывающих активов в России за счет инвестиций в их модернизацию и сооружения более современных нефтеперерабатывающих мощностей. Данная налоговая инициатива может привести к модернизации ряда небольших несовременных НПЗ, которые имеют уклон в сторону темных нефтепродуктов. Она также может скорректировать дисбаланс, созданный в российской нефтяной отрасли предыдущим режимом налогообложения, в соответствии с которым облагавшаяся по высокой ставке нефтедобыча субсидировала производство и экспорт нефтепродуктов с низкой добавленной стоимостью.

По мнению Fitch, новый режим налогообложения «нефтянки» может обеспечить определенное краткосрочное послабление для добывающего сегмента и поддержать объемы добычи на действующих месторождениях. В то же время общее позитивное воздействие нового налогообложения, вероятно, в значительной мере будет нивелировано планируемым увеличением ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 2012г.

Кроме того, существующее налогообложение, основанное на объемах, не дает устойчивой базы для разведки и разработки новых месторождений, многие из которых расположены в отдаленных районах с суровыми климатическими условиями и требуют интенсивных капиталовложений. Это указывает на необходимость дальнейшего развития системы налогообложения российской нефтяной отрасли и увязывания налогообложения с финансовыми результатами компаний.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх