Новости энергетики 16+

БПЛА для ликвидации разливов нефти «Скопа-20» приступили к дежурству на Севморпути

Комплекс для ликвидации разливов нефти на базе двух БПЛА «Скопа-20» развернут на борту атомного ледокола «Урал», который направился на дежурство в акваторию Северного морского пути (СМП). Об этом сообщили в компании-разработчике OMVTECH.

«В районе Северного морского пути (СМП) началось опытное применение беспилотных летательных аппаратов „Скопа-20“ разработки компании OMVTECH. Эти БПЛА могут применяется для помощи в ликвидации разливов нефти. Два таких беспилотника в настоящее время развернуты на борту атомного ледокола „Урал“, который направился на дежурство в акваторию Северного морского пути. В состав экипажа ледокола вошли два оператора БЛА ФГБУ „Морспасслужба“. <…> Нефтяное загрязнение в районе СМП может возникать в следствие разливов нефти при морских перевозках наливными судами, при авариях трубопроводов и т. д. Оно губительно для хрупких арктических экосистем», — заявили в организации.

В компании отметили, что борьбу с загрязнением беспилотный комплекс «Скопа-20» ведет за счет визуального мониторинга состояния поверхности и целенаправленного распыления жидких и твердых порошкообразных реагентов с регулируемой интенсивностью над поверхностью земли или воды под визуальным контролем оператора. «В частности, в настоящее время используется отечественный реагент „Димэкс“, разработанный ООО „НИИ Транснефть“, — уточнили в организации.

БПЛА может взять на борт до 25 кг полезной нагрузки, в состав которой может входить оптикоэлектронная система наблюдения на подвесе, бак с реагентом объемом 20 л и система его внесения через комплект сдвоенных форсунок. Максимальная скорость полета составляет не менее 30 км/ч. Дальность управления оператором по радиоканалу — не менее 10 км. «Учитывая сложные внешние условия эксплуатации, беспилотные комплексы были созданы для того, чтобы сохранять работоспособность в широком диапазоне температур, иметь возможность применяться при скорости ветра до 10 м/с, соответствовать требованиям по пыле- и влагозащищенности стандарту IP44 в целом и IP67 для отдельных подсистем», — отметил руководитель компании OMVTECH (ИП Омелько) и главный конструктор беспилотного комплекса Василий Омелько.

По его словам, опытное применение комплекса на борту ледокола последовало за успешно пройденным этапом испытаний, состоявшихся в прошлом году в Калужской области. «Опытная эксплуатация в районе Крайнего севера выявила определенные нюансы по навигации, над решением которых мы сейчас работаем. Ну, а в целом мы, конечно, испытываем гордость от того, что работы по проекту перешли в практическую плоскость и созданные нами высокотехнологичные системы будут принимать участие в решении таких важных для страны природоохранных задач», — добавил Омелько.

В организации также заявили, что практика задействования дронов для борьбы с разливами нефти будет расширена на все ледоколы ФГУП «Атомфлот», курсирующие по СМП в период летней навигации, а при необходимости и в другое время года. «Согласно текущим планам, эксплуатирующая эти беспилотные системы организация получит не менее 25 беспилотных летательных аппаратов от компании OMVTECH», — уточнили в компании.

Летательный аппарат вертолетного типа «Скопа-20» построен по схеме мультикоптера: четыре тянущих воздушных винта размещены на концах складываемых лучевых балок. Максимальная взлетная масса беспилотного аппарата составляет 28 кг. Обеспечивающие БПЛА энергией литий-полимерные аккумуляторные батареи позволяют ему выполнять полеты продолжительностью до 30 мин.

Эксперт в области беспилотной авиации Денис Федутинов пояснил, что выбранная размерность беспилотного аппарата «обеспечивает способность не только выявлять загрязнения, но и бороться с ними». «Более легкие аппараты могут справиться только с первой частью этой задачи. При этом вертолетный тип БПЛА дает возможность выполнять взлеты и посадки в вертикальном режиме, полет с требуемой скоростью, при необходимости зависая, для того чтобы распыляемый реагент наиболее оптимальным образом покрывал водную поверхность», — сказал специалист.

По словам Федутинова, кроме того, «отработанность использованной мультироторной схемы и простота управления, наряду с низкой стоимостью как самих систем, так их эксплуатации, могут способствовать расширению их задействования, обеспечив переход от экспериментальных полетов к более масштабному применению».

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх