Свежее
Крупную незаконную майнинг-ферму выявили в частном доме в МахачкалеЦена нефти Brent на ICE превысила $75 впервые с 8 ноябряКазахстан планирует до конца 2024г поставить в ФРГ по «Дружбе» 1,4 млн т нефтиЧехия планирует с июля 2025г прекратить закупку нефти из РФВ Тахтамукайском районе Адыгеи завершен 1-й этап реконструкции ПС 110 кВ ИкеаБензин Аи-92 на бирже подешевел за неделю более чем на 4%
Во вторник 19 ноября нефтяной мир узнал неожиданную новость: отменен намеченный на текущую неделю road show в преддверие IPO государственной нефтяной компании Саудовской Аравии Saudi Aramco в США, Британии, Европе и Японии. По информации Блумберг, саудовцам не удалось найти потенциальных покупателей в нужном объеме. Одновременно цена нефти за сутки упала почти на 3%.
Приходится только гадать, что могло вызвать резкое изменение позиции инвесторов развитых стран в отношении сделки, готовящейся в течение трех лет. Одно из предположений − скандальные цифры себестоимости добычи, приведенные в проспекте к IPO. Саудовцы, похоже, задели самое больное место инвесторов в нефтедобычу − какова себестоимость добычи нефти, и можно ли верить цифрам, публикуемым самими кампаниями.
Консультант Saudi Aramco компания IHS Markit рассчитала для разных стран безубыточную цену нефти (breakeven costs).
По мнению IHS, безубыточная цена для Saudi Aramco составляет около $17 за баррель. Для России названы цифры около $42 за баррель низкосернистой нефти на суше, и для проектов морской добычи — около $44.
В России с такой оценкой категорически не согласны. На последней встрече с президентом глава Роснефти озвучил цифру себестоимости добычи. «Нам удалось сохранить затраты на добычу самыми конкурентными в мировой отрасли – порядка 3,1 доллара за баррель по себестоимости на скважине» — заявил Игорь Сечин.
После выхода саудовского проспекта глава крупнейшей российской компании «Роснефть» Игорь Сечин подтвердил, что расходы на добычу в его компании составляют $3,1 за б.н.э.
Налоги в Саудовской Аравии и России близки. По мнению эксперта Института развития технологий ТЭК Ильи Надточего, в нашей стране в 2019 году они составляют чуть больше 60%. «В Саудовской Аравии налог на добычу нефти состоит из двух видов налогов: налога на прибыль (corporate income tax) и налога на эксплуатацию недр (роялти на добычу). Ставка роялти устанавливается конкретно для каждого месторождения и может составлять до 20%. Ставка налога на прибыль для Saudi Aramco в преддверии IPO была снижена 85% до 50%» — говорит эксперт.
«Если верить Игорю Сечину, то даже при 100% налогов его нефть по всем проектам в 3 (три!) раза дешевле нефти саудитов, чего, естественно, быть не может. Если бы у «Роснефти» действительно была такая себестоимость, никаких льгот компания никогда бы не получила» — продолжает Надточей.
Опрошенные эксперты отрасли скептически отнеслись к цифре $3,1 за б.н.э.
По мнению Игоря Юшкова, ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, о реальных цифрах себестоимости добычи в России говорить трудно, потому что месторождения разные. «Есть и те, где затраты в 3 доллара за баррель, а есть и те, где под 100 за баррель. Так, например, на месторождениях, вышедших на «полку» производства, где затраты уже с амортизировали себестоимость будет низкой», − считает Юшков.
Доцент Финансового университета при Правительстве России Леонид Крутаков полагает, что диапазон оценок себестоимости российской нефти от $25 до $32 за баррель близок к действительности. Цифра «Роснефти», по мнению Крутакова, ниже, чем у зарубежных компаний, потому что российские компании платят зарплату в рублях [в США зарплата нефтяников в 5-6 раз выше российской – ред.] «Почему цифра «Роснефти» ниже, чем в других российских компаниях? Завышение эксплуатационных расходов является одним из способов оптимизации налоговой нагрузки. Видимо, в государственной компании этот способ не приветствуется», — предполагает Крутаков.
Сергей Хестанов, советник гендиректора Открытие Брокер по макроэкономике, придерживается традиционной консервативной оценки − разумная оценка себестоимости российской нефти около 40$.
Антон Соколов, независимый эксперт в области ТЭК, считает, что для отечественной нефтедобычи едва ли возможно вывести разумную среднюю цену: «слишком разные условия добычи как с точки зрения геолого-технических условий, так и с точки зрения развитости инфраструктуры».
С ним солидарен Николай Иванов, заведующий сектором «Энергетические рынки» Энергетического департамента Института энергетики и финансов: «Нет, и не может быть такой «средней температуры по больнице», как себестоимость добычи в национальном масштабе. Надо понимать, что каждый, кто отвечает на этот вопрос, имеет в виду что-то свое».
Вряд ли выход проспекта Saudi Aramco принципиально повлиял на позиции зарубежных инвесторов, но стать последней каплей − это было ему под силу. Надо ли связываться с нестабильным районом рискованной нефтедобычи с себестоимостью $17 за баррель, когда американские сланцевики вышли на уровень $35-40, и когда у них хорошие перспективы.
Н. Иванов: «Парадокс заключается в том, что в США добыча нефти труднопроницаемых коллекторов стала местом концентрации не только крупных инвестиций, но и самых прорывных технологий, которые год за годом снижают удельные затраты на добычу барреля нефти. И ограничения там существуют уже не ресурсные, не технологические, а инфраструктурные. Когда будут построены все намеченные трубопроводы из бассейна Permian, когда будут решены вопросы с утилизацией попутного газа, добыча будет расти, а себестоимость будет падать год за годом, как она это делала до сих пор. То есть, реальная цена отсечения для сланцевой добычи еще имеет большие резервы для снижения».
По оценке МЭА, чтобы сбалансировать предложение и потребности мировой экономики в следующем году, ОПЕК+ нужно сократить добычу еще на 1 млн баррелей в сутки. Но нет гарантии, что такое сокращение реально произойдет даже в случае достижения формального соглашения между членами организации. За первые две недели ноября выполнение сделки ОПЕК+ Россией составило 68%. Согласно договоренностям ОПЕК+, Россия должна сократить добычу нефти относительно октября 2018 года на 228 тыс. б/с и довести ее до 11,17 млн б/с. На текущий момент сокращение составляет только 154 тыс. б/с.
В условиях сегодняшней чрезвычайной турбулентности нефтяных цен и еще большей неопределенности на будущее выкладывать $25 млрд за полуторапроцентный пакет акций Saudi Aramco не имеет экономического смысла. А тут еще Россия с ее непонятными $3,1 за баррель.
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
Крупную незаконную майнинг-ферму выявили в частном доме в Махачкале
Правоохранители изъяли 110 аппаратов для добычи криптовалюты.
Цена нефти Brent на ICE превысила $75 впервые с 8 ноября
По данным биржи на 18:43 мск, цена Brent росла на…
Казахстан планирует до конца 2024г поставить в ФРГ по «Дружбе» 1,4 млн т нефти
За 10 мес в направлении Германии уже транспортировано порядка 1,2…
Чехия планирует с июля 2025г прекратить закупку нефти из РФ
Прекращение закупок российской нефти произойдет после завершения работ по расширению…
В Тахтамукайском районе Адыгеи завершен 1-й этап реконструкции ПС 110 кВ Икеа
Энергетики установили 2 силовых трансформатора 40 МВА каждый, блочно-модульное здание…
Бензин Аи-92 на бирже подешевел за неделю более чем на 4%
До 59,341 тыс руб за т.