Новости энергетики 16+

Европа не сжижается

Несмотря на переизбыток сжиженного газа на рынке, «Газпром» пока успешно конкурирует с ним в Европе, следует из расчетов «Коммерсанта». По итогам января—мая СПГ вытесняет российский газ только в Литве, тогда как в портфелях основных клиентов в Западной Европе «Газпром» удерживает или даже наращивает долю. По мнению аналитиков, низкие цены на нефть сделали российский газ весьма конкурентоспособным, но удорожание нефти может негативно повлиять на этот процесс.

Российский газ как минимум не проигрывает конкуренцию с СПГ на европейском рынке, следует из расчетов издания по итогам пяти первых месяцев года. В Европе семь стран напрямую импортируют и СПГ, и российский трубопроводный газ: Британия, Нидерланды, Франция, Италия, Греция, Польша и Литва. Как следует из расчетов издания, только на литовском рынке «Газпром» явно уступает СПГ, чьи поставки выросли в 3,3 раза, тогда как поставки российского газа в Литву сократились на 33%. Во всех остальных случаях «Газпром» либо наращивает поставки параллельно с СПГ, либо вытесняет СПГ из баланса — как в Нидерландах, Греции и, в меньшей степени, в Италии.

В начале года многие эксперты и участники рынка ожидали, что «Газпром» столкнется с жесткой конкуренцией со стороны СПГ из-за выхода на рынок новых проектов в Австралии и США. Однако пока оказывается, что сверхнизкие цены на нефть в последние полгода благоприятствуют поставщикам газа с ценообразованием на основе нефтяной привязки (как на СПГ и по большей части контрактов «Газпрома»). Так, поставки СПГ в Европу за пять месяцев выросли на 20%, примерно до 20 млн т. Одновременно, по словам главы «Газпрома» Алексея Миллера, компания за тот же период нарастила экспорт в дальнее зарубежье на 16,2%.

Поскольку «Газпром» включает в дальнее зарубежье Турцию (куда весной были ограничения поставок), продажи газа только в Европу, вероятно, выросли более значительно. «Газпром» не раскрывает абсолютных объемов поставок за пять месяцев, но в целом видно, что поставки СПГ и российского газа в Европу растут примерно одинаковыми темпами.

Но структура поставок СПГ по странам за год существенно изменилась. Двукратный разрыв между ценами на СПГ в Европе и Азии практически сошел на нет из-за снижения цен на нефть (по данным Platts, азиатский индекс JKM с поставкой СПГ в июле составил $168 за 1 тыс. кубометров против цен на британском хабе NBP $169 за 1 тыс. кубометров). Это ударило по бизнесу по перегрузке и реэкспорту СПГ, которым активно занимались испанцы и бельгийцы. В итоге поставки СПГ в Испанию (второй по величине рынок СПГ в ЕС) снизились на 3,6%, а в Бельгию рухнули на 72,5%. В то же время Британия нарастила покупки СПГ в 2,4 раза. «Это вызвано тем, что Катар возобновил поставки по действующему долгосрочному контракту: раньше Qatargas стремился переправлять СПГ в Азию, но теперь премия азиатского рынка сократилась настолько, что уже не покрывает затрат на транспортировку и потерь при бронировании регазификационных мощностей в Британии»,— пояснил Роман Казьмин из ICIS.

При этом Великобритания почти вдвое увеличила закупки российского газа, что отчасти объясняется ростом потребления. На деле физически российский газ в страну не поставляется: по мнению собеседников на рынке, купленные британскими компаниями у «Газпрома» объемы будут по свопу поставлены на рынок Германии и Нидерландов, чтобы компенсировать падение добычи на крупнейшем месторождении Гронинген. Нидерланды, когда-то пионер европейской добычи газа, становятся нетто-импортером. Тот факт, что одновременно страна сокращает прямой импорт СПГ, означает, что голландские компании не могут найти на спотовом рынке более дешевый газ, чем российский. Другой страной, которая существенно сократила закупки СПГ в пользу российского газа, стала Греция. По словам собеседников на рынке, греческий импортер DEPA стремится выполнить условия take-or-pay по контракту с «Газпромом» с учетом перенесенных с 2014 года объемов.

Таким образом, пока «Газпрому» удается как минимум сохранить свою долю на европейском рынке. При этом наиболее часто называвшиеся риски в виде поставок американского СПГ не реализовались: единственный СПГ-танкер из США пришел в Португалию, куда российский газ не поставляется. Очевидно, что ситуация будет зависеть от того, что будет с ценами, отмечает Роман Казьмин, если стоимость нефти продолжит расти, то и цены в контрактах «Газпрома» увеличатся, тогда как спотовые цены на СПГ останутся под давлением из-за переизбытка предложения. В таком случае конкурентоспособность СПГ по сравнению с российским газом вырастет.

 

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх