Новости энергетики 16+

Чиновники маневрируют вокруг нефтяников

Ожесточенные споры между Минэнерго и Минфином о введении нового налогового режима для нефтяной отрасли могут наконец завершиться консенсусом. Чиновники надеются в этом году согласовать концепцию налога, который может заработать к 2017 году. Однако пока он коснется только 2% от всей добываемой нефти в России и, по мнению источников, представляет собой аналог пилотных проектов по НФР, которые Минэнерго не удалось провести в этом году. По мнению аналитиков, такой осторожный подход свидетельствует о стремлении не допустить падения добычи, не сократив при этом доходы бюджета, пишет «Коммерсантъ».

Минфин и Минэнерго допускают, что новый механизм налогообложения для нефтяной отрасли, который призван заменить НДПИ и, возможно, экспортную пошлину, реально будет опробовать уже в 2017 году. По словам заместителя директора департамента по добыче Минэнерго Андрея Терешка, на недавней встрече руководители Минэнерго Александр Новак и Минфина Антон Силуанов договорились распространить новый налоговый механизм не только на новые месторождения, но и на уже разрабатывающиеся, в первую очередь — в Западной Сибири. По словам замминистра финансов Сергея Шаталова, концепция нового налога может быть выработана уже в этом году, а в 2016 году в Госдуму поступит соответствующий законопроект.

Точная конфигурация нового налога пока не раскрывается, но, по словам собеседников, речь идет о налоге на дополнительный доход (НДД). В ноябре Минэнерго, отстаивавшее идею налога на финансовый результат (НФР), согласилось сделать некий гибрид двух систем. Обе предполагают обложение налогом выручки от продажи нефти, а не физические объемы поставок. Отличаются они деталями учета капитальных затрат нефтяников. «Мы готовы пойти на то, чтобы по некоторым действующим месторождениям Западной Сибири (действовал новый налог.— ред.). В Восточной Сибири — только гринфилды»,— уточнил вчера Сергей Шаталов. По его словам, новый налог будет распространяться только на определенное количество нефти — квоту «в переделах около 10 млн тонн»,— и нефтяные компании «сами выберут себе месторождения пропорционально объему добычи (в общероссийской добыче.— ред.)». Чиновник также допустил, что «какой-то резерв» могут распределить между малыми компаниями.

Теоретически этот подход должен решить проблему с падением добычи на старых месторождениях в Западной Сибири. Однако собеседники на рынке отмечают, что объем лишь в 10 млн тонн (меньше 2% всей российской нефтедобычи) означает, что никакой реформы налогообложения отрасли в целом не будет. «Фактически речь идет о тех же пилотных проектах по НФР, которые хотели ввести с этого года и которые Минфин заблокировал»,— считает один из собеседников. По его данным, сейчас размер квоты является основным предметом расхождения в ходе консультаций между Минэнерго и Минфином.

Антон Усов из KPMG полагает, что обсуждаемый механизм можно расценивать как «поступательное движение к НДД». «Такой механизм изобретен, чтобы не нанести ущерб экономике»,— поясняет эксперт, допуская, что объемные показатели по квоте будут меняться. На президентской комиссии по ТЭКу в начале ноября Владимир Путин отнесся к НФР осторожно, поручив дополнительно проработать все идеи в контексте варианта Минфина. По мнению собеседников, именно это заставило Минэнерго искать компромисс.

 

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх