Новости энергетики 16+

За Росатомом присмотрят из Брюсселя

Еврокомиссия возобновила расследование контрактов Венгрии с «Росатомом» по строительству АЭС «Пакш». Брюссель потребовал в двухмесячный срок объяснить, почему Будапешт заключил контракт с российским генподрядчиком на €12,5 млрд без тендера. Это уже второе расследование, первые претензии ЕК в начале года вынудили Венгрию вдвое сократить срок топливного контракта с «Росатомом». В Будапеште считают, что новую волну претензий могло спровоцировать намерение западных компаний отобрать часть заказов на строительство АЭС, пишет «Коммерсантъ».

Еврокомиссия вчера начала официальную процедуру возможных нарушений Венгрией законодательства ЕС о публичных закупках в проекте расширения АЭС «Пакш». В сообщении ЕК поясняется, что закону противоречит решение Будапешта напрямую, без тендера, заключить контракт на строительство двух новых блоков. Брюссель дал правительству Венгрии два месяца на подготовку объяснений.

Венгрия в конце 2014 года отдала контракт на достройку АЭС и поставку топлива «Росатому», при этом Россия пообещала выделить Будапешту государственный кредит до €10 млрд. Это стандартная практика продвижения проектов российских АЭС за рубежом: господдержка, как правило, в форме госкредитов или прямого предоставления средств «Росатому» на участие в проектах предоставлялась по большинству заключаемых в последние годы контрактов. Готовность Москвы финансировать строительство станций привела к росту портфеля зарубежных заказов госкорпорации на ближайшие десять лет до $100 млрд.

Это уже вторая волна претензий европейских регуляторов к проекту: в начале года вопросы к контрактам Венгрии с «Росатомом» возникли у ЕК и Euratom Supply Agency (ESA, управление по снабжению в составе атомного агентства Евросоюза Euratom). Тогда также речь шла в основном о том, что процедура шла без тендера, но в итоге ESA согласилось завизировать контракты при условии сокращения срока топливного контракта до десяти лет. В ЕК не пояснили, чем вызвано появление новых претензий, фактически совпадающих с прежними. Но источник, знакомый с позицией Брюсселя, замечает, что новое расследование не связано с прежним, так как ранее изучалось соответствие контракта договору о создании Euratom, сейчас же речь идет о прозрачности закупок. Другой источник добавляет, что в первом расследовании участвовал другой департамент ЕК. Чем грозит Венгрии и «Росатому» признание контрактов не соответствующими законодательству, в Брюсселе не пояснили, заметив лишь, что ЕК «готова помочь властям Венгрии привести ситуацию в соответствие с законами ЕС».

Министр канцелярии правительства Венгрии Янош Лазар вчера заявил, что Будапешт готов ответить на вопросы ЕК. Правительство намерено довести проект АЭС «Пакш» до конца и защищать его в суде, добавил он. Чиновник сказал, что считает вопрос не политическим, а коммерческим, и предположил, что он связан с желанием западных компаний получить часть заказов в проекте стоимостью €12,5 млрд. Конкретные компании господин Лазар не назвал (в крупнейших корпорациях, обычно строящих АЭС или поставляющих для них оборудование, на запросы не ответили), но, по его словам, «Росатом» будет выставлять на тендеры отдельные работы по проекту. В ЕК отказались обсуждать тему возможных альтернативных подрядчиков АЭС «Пакш».

Говоря о проекте в целом, венгерский министр отметил, что сейчас в странах Европы (в частности, в Британии, Финляндии, Франции) АЭС не строятся по тендерам. Отметим, что финский случай — это АЭС «Ханхикиви-1», контракт на которую «Росатом» получил без тендера, купив 33% в проектной компании. В «Росатоме» заявили, что поддерживают заявление господина Лазара, а прекращать работы по АЭС «Пакш» не собираются. О возможных потерях в случае разрыва контракта в госкорпорации не говорят. Один из источников сообщил, что проект на ранней стадии и сделанные затраты пока несущественны.

Адвокат компании «Деловой фарватер» Сергей Варламов замечает, что в данной ситуации последствиями могут стать как наложение вето на проект, так и, что более вероятно, штрафы за непроведение тендера. Их размер будет зависеть от рода нарушений и их количества, скорее всего, штрафы будут измеряться миллионами евро.

 

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх