Новости энергетики 16+

Газпром и НОВАТЭК запустили на «Звезду»

После критики Владимира Путина НОВАТЭК и «Газпром» согласились стать участниками консорциума «Роснефти» и Газпромбанка, который получит контроль над Дальневосточным центром судостроения и судоремонта (ДЦСС). Войти в консорциум может и государственный «Совкомфлот». По словам источников, Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) сохранит свои 25% в ДЦСС; неизменной, скорее всего, останется и эффективная доля «Роснефти» (37,5%). Но на все заказы компаний мощностей ДЦСС все равно не хватит, пишет «Коммерсантъ».

Вчера глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что «Газпром» и НОВАТЭК приняли «принципиальное решение» о вхождении в консорциум инвесторов ДЦСС, где планируется размещать основной объем заказов на технику для шельфа. Соглашение о СП вчера подписали Минпромторг, НОВАТЭК, «Газпром», «Совкомфлот», а также «Роснефть», Газпромбанк и ОСК, которые уже участвуют в консорциуме. По словам министра, «формат» вхождения компаний в консорциум и размер пакетов будут определены рабочей группой за несколько недель.

Глава и совладелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон сказал вчера, что компания «выражала желание» получить блокпакет в консорциуме, но «участников много» и этот вопрос еще будет обсуждаться. Первый заместитель гендиректора «Совкомфлота» Игорь Тонковидов вчера сообщил, что компания «не исключает участия в капитале консорциума», но подчеркнул, что видит участие «шире, чем акционерное»: «Мы рассчитываем быть в первую очередь инженерным, интеллектуальным и научным партнером». В «Газпроме» лишь подтвердили, что монополия подписала меморандум.

В августе 2013 года Владимир Путин одобрил передачу контроля в ДЦСС, на 99,9% принадлежащего ОСК, инвесторам. 75% минус 2 акции ДЦСС должны получить «Роснефть» и Газпромбанк через паритетное СП — ЗАО «Современные технологии судостроения» (СТС), а 25% плюс 1 акция остается у ОСК. Уже тогда в отрасли полагали, что к консорциуму может присоединиться «Совкомфлот» или НОВАТЭК. Но, по словам источников, входить в ДЦСС они не спешили, а «были готовы лишь размещать заказы» на ключевом активе ДЦСС верфи «Звезда» (строительство завершится к 2018 году). Но 4 июня Владимир Путин раскритиковал НОВАТЭК за то, что компания хочет «все заказывать за границей». Глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что «Совкомфлот» заказывает 16 газовозов для «Ямал СПГ» (на 60% принадлежит НОВАТЭКу) «по $300 млн каждый». Контракт на первый (на $367,4 млн) уже подписан с южнокорейской DSME. Игорь Сечин напомнил и про «газовозы в интересах «Газпрома» — 13 штук плюс 6 танкеров для «Газпром нефти»». По его словам, если общий заказ группы под $10 млрд разместить в Корее, это делает практически нереализуемым наращивание гражданского заказа на Дальнем Востоке.

Источники, знакомые с ситуацией, рассказывают, что «окончательной схемы вхождения участников в консорциум пока нет». «Ясно одно — за ОСК точно сохранится 25% плюс 1 акция ДЦСС»,— подчеркивает один из них. Другой собеседник отмечает, что НОВАТЭКу и «Газпрому» «логично войти в капитал СТС, но доля «Роснефти», скорее всего, сохранится на уровне 50%, а доля Газпромбанка может снизиться». Источники добавляют, что «Совкомфлот» «может получить небольшую долю». Но пока СТС даже не получила акции ДЦСС в управление.

Собеседники добавляют, что на ДЦСС планировалось привлечь в ВЭБе около 100 млрд руб., еще 27,5 млрд руб. должен был дать бюджет. «Привлечение новых участников позволит снизить долю заемных денег»,— полагает один из них. Но источники отмечают, что участие НОВАТЭКа и «Газпрома» «не означает, что все заказы будут размещаться на ДЦСС». По данным издания, в 2016 году потребность в шельфовой технике может превысить 300 млрд руб., а в 2017 году — 400 млрд руб., притом что пик заказов приходится на 2018 год. «Неизбежно привлечение других верфей ОСК и размещение части заказов за рубежом»,— отмечает один из источников.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх