Актуально
РФ и Пакистан в ближайшие 1-1,5 мес рассмотрят дорожную карту по поставкам топливаГазпром вложит 9,8 млрд руб в программу газификации Якутии на 2026–2030ггБелоруссия и Газпром подписали дорожную карту сотрудничества на 2025–2030ггНефтегазовые доходы бюджета РФ за 9 мес снизились на 20,6%ОМК запустит производство высокопрочных соединительных деталей для газопроводовГазпром подписал программы газификации ряда регионов РФ на 2026–2030гг
Минэнерго предлагает создать новый механизм ограничения экспорта светлых нефтепродуктов, чтобы ведомству было проще справляться с ростом цен. Министерство хочет заставить нефтяников продавать внутри страны фиксированную квоту от общего объема бензина и дизтоплива. Источники в нефтекомпаниях называют идею очередной попыткой административного регулирования рынка, а эксперты сомневаются в ее эффективности, пишет «Коммерсантъ».
Минэнерго предлагает обязать нефтекомпании продавать на внутреннем рынке определенную долю от производства бензина и дизтоплива. Как сообщили «Интерфаксу» в Минэнерго, эти изменения предлагается внести в четырехсторонние соглашения с нефтяниками по модернизации НПЗ и они могут заработать уже во втором квартале. Минэнерго пока не раскрывает объем квот, но, по данным агентства, обсуждается уровень в 52,5% от производства дизтоплива и 95% — бензина. Это примерно соответствует текущим поставкам на внутренний рынок. Так, экспорт дизеля, по данным ЦДУ ТЭК, составил в 2013 году 53,5% от объема производства, высокооктанового бензина — 7%.
В Минэнерго заявили, что новые требования «нужны для сбалансированного обеспечения потребностей внутреннего рынка». Собеседник в правительстве пояснил, что инициативы связаны с исполнением поручений по итогам сентябрьской правительственной комиссии по ТЭК, на которой обсуждались причины резкого роста цен на бензин летом 2013 года. Тогда компании резко увеличили экспорт весной, из-за чего летом оптовые цены на бензин взлетели на 30%. Сейчас у нефтяников нет обязательств по поставке на внутренний рынок, который по большинству нефтепродуктов является профицитным. Относительно сложной остается только ситуация с высокооктановым бензином, но он почти не экспортируется. «Производителям с учетом существующей маржи ритейла выгоднее продать бензин в России»,— говорит директор энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Григорий Выгон.
Соглашения о модернизации НПЗ, условия которых хочет изменить Минэнерго, были заключены в 2011 году. Основной целью было стимулировать нефтяников увеличивать глубину переработки и выпуск светлых нефтепродуктов. ФАС, один из главных инициаторов соглашений, предложение Минэнерго не поддерживает, заявил замглавы ведомства Анатолий Голомолзин. «Рынок топлива сложный и быстро меняющийся, его нельзя регулировать с помощью таких прямолинейных схем»,— считает он. Чиновник подчеркнул, что решение по этому вопросу в правительстве пока не принято.
Нефтяники инициативу Минэнерго не комментируют, но источники в крупнейших компаниях ее единодушно осуждают. «Это явно нерыночный метод»,— говорит один из них. Другой собеседник не понимает, как при привязке поставок к объему производства, которое относительно стабильно, компании смогут реагировать на сезонные колебания спроса. «Сейчас в низкий сезон топливо идет на экспорт, а если его оставить на внутреннем рынке, будет чудовищная волатильность»,— считает он. Источник на рынке нефтепродуктов отмечает, что нефтяники порой специально экспортируют чуть больше, чем нужно для сбалансированности внутреннего рынка, и поддерживают его в состоянии «легкого голода». «В этой ситуации квотирование — очевидное решение, но непонятно, как его организовать»,— говорит он. По мнению Григория Выгона, квотирование — мера, с одной стороны, бессмысленная, а с другой стороны, неправильная. Если государство хочет в долгосрочной перспективе избавиться от дефицита бензина, замечает он, нужно снижать пошлину на него и стимулировать использование альтернатив — газа и дизеля.
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
РФ и Пакистан в ближайшие 1-1,5 мес рассмотрят дорожную карту по поставкам топлива
На заседании межправкомиссии планируется определить конкретные цифры по объемам и…
Газпром вложит 9,8 млрд руб в программу газификации Якутии на 2026–2030гг
27 населенных пунктов Якутии будут газифицированы до 2030 г.
Белоруссия и Газпром подписали дорожную карту сотрудничества на 2025–2030гг
Дорожная карта направлена на развитие взаимодействия в топливно-энергетической и промышленной…
Нефтегазовые доходы бюджета РФ за 9 мес снизились на 20,6%
До 6,6 трлн руб.
ОМК запустит производство высокопрочных соединительных деталей для газопроводов
Они рассчитаны для строительства трубопроводов нового поколения, выдерживающих сверхвысокое рабочее…
Газпром подписал программы газификации ряда регионов РФ на 2026–2030гг
Речь идет о Якутии, Татарстане, Мордовии, Мурманской области и Республике…