Новости энергетики 16+

Транснефть заменит нефть дизтопливом

«Транснефть» рассматривает возможность начать прокачку нефтепродуктов по Балтийской трубопроводной системе (БТС), которую сейчас используют для экспорта нефти. Это позволит загрузить недозагруженные из-за конкуренции с портом Усть-Луги мощности трубы. Технически проект считается реальным, в нем заинтересованы нефтекомпании и подконтрольная СП «Транснефти» и «Суммы» группа «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП), владеющая терминалами в конечной точке БТС — порту Приморска, где падает объем перевалки нефти, пишет «Коммерсантъ».

 

Балтийская трубопроводная система может начать прокачку нефтепродуктов. Как рассказали источники на рынке, «Транснефть» изучает возможность переформатировать в нефтепродуктопровод одну из двух ниток БТС, по которым качают нефть. Пока идея на стадии обсуждения, говорит один из источников, близкий к монополии. Представитель «Транснефти» подтвердил информацию: «Избыточные мощности по транспортировке нефти будут задействованы для перекачки нефтепродуктов, что позволит оптимальным образом загрузить трубопроводы и сэкономит средства программы развития магистральных нефтепродуктопроводов». Объем поставки нефтепродуктов может составить 15 млн тонн, но источники не исключают, что мощность будет до 30 млн тонн.

БТС связывает трубопроводы с экспортной «Дружбой» и морскими терминалами — Приморским торговым портом (ПТП), входящим в группу НМТП, и Усть-Лугой. Максимальная мощность — 75 млн тонн. Но часть поставок с 2012 года, после ввода терминалов в Усть-Луге, переориентирована на новый порт, где в 2013 году объем перевалки нефти вырос на 64%, до 23,3 млн тонн, а в Приморске перевалка упала на 20%, до 54,4 млн тонн. По нефтепродуктам Усть-Луга также опережает Приморск, куда по нефтепродуктопроводу «Север» идет дизтопливо из Западной Сибири и центра России. Через Усть-Лугу в 2013 году прошло около 16 млн тонн, включая мазут и нафту «Роснефтьбункера», «Сибура» и НОВАТЭКа, а через Приморск — 9,3 млн тонн. «Стало понятно, что тенденция продолжится, перевалка в Приморске продолжит падать, и возникла идея переформатировать БТС в нефтепродуктопровод»,— говорит один из собеседников.

Как говорят источники на рынке, для этого нужно модернизировать нефтеперекачивающие станции, сделать перемычки в трубе и установить оборудование на двух причалах ПТП. «Это не слишком дорого, несколько десятков миллионов долларов, но пока точной модели нет»,— говорит один из них. В «Транснефти» отмечают, что перепрофилирование включает в себя очистку трубопроводов и резервуаров от нефти, насосные агрегаты используются те же, что и при перекачке нефти. «Опыт такой очистки у «Транснефти» имеется»,— говорят монополии.

Переформатирование может занять около трех лет. В «Транснефти» точных цифр не называют — лишь сообщают, что цена «на 41% меньше стоимости расширения действующей системы продуктопроводов». На расширение систем «Север» и «Юг» компания планирует потратить всего 75,5 млрд руб. Финансирование второго проекта будет вестись за счет кредитов, которые будет погашены нефтекомпаниями за счет соглашений с монополией по принципу «качай или плати». Пока в схеме участвует только ЛУКОЙЛ. Будет ли она распространяться на переформатирование БТС, источники не знают.

Источники в двух крупных нефтекомпаниях слышали об идее «Транснефти». «Сначала, конечно, надо поднять тарифы, но в принципе с учетом модернизации заводов объемы будут»,— говорит один из них. В «Газпром нефти» заявили, что «положительно оценивают планы «Транснефти» по увеличению мощностей «Севера», в том числе и за счет перепрофилирования одной из веток БТС для дизтоплива». В «Роснефти» и ЛУКОЙЛе от комментариев отказались. В «Транснефти» говорят, что с компаниями уже обсуждалась возможность расширения «Севера», «проекты одобрены, ресурсная база понятна».

Максим Назаров из Reuters считает, что дизель в БТС смогут направлять ЛУКОЙЛ, «Роснефть» и «Газпром нефть», а «Сургутнефтегаз», владеющий НПЗ в Киришах (Ленобласть), будет экспортировать нефтепродукты через Усть-Лугу. Он отмечает, что сегодня в нефтепродуктопроводе «Север» свободного места нет: «Транснефтепродукт» превысил проектную мощность трубы в 8,4 млн тонн еще в 2013 году за счет присадок. У компании также есть планы по его расширению до 15 млн тонн. Переформатирование БТС может интересовать и НМТП. Константин Юминов из Raiffeisenbank напоминает, что железной дороги к Приморску нет и альтернативы трубе не существует. Он добавляет, что для порта выгоднее перевалка нефтепродуктов, так как маржа при этом выше, тем более что инфраструктура в Приморске уже есть.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх