Свежее
Россети Новосибирск обеспечили электроснабжение модульной станции водоподготовкиПробег «Сургутское кольцо» пройдет 13 сентября 2025 годаУченые создают новые материалы для поглощения СО2 на основе кремнезема и ионных жидкостейДРСК повышает качество электроснабжения потребителей Владивостокской агломерацииУченые из Томска создали модель для разработки нового улучшенного топлива для космосаСовет директоров Татнефти обсудит 15 августа рекомендацию по дивидендам за I полугодие
Принадлежащий «Транснефти» «Транснефтепродукт» намерен заключить с нефтяниками договоры о софинансировании проекта трубопровода «Юг», который должен увеличить экспорт светлых нефтепродуктов через черноморские порты. После постройки трубы компании вернут «Транснефтепродукту» его затраты по договорам «качай или плати». По плану труба должна связать Волгоград с Новороссийском. «Роснефть» хочет, чтобы она шла в Туапсе, где компания расширяет свой НПЗ. Но «Транснефть» предпочла Новороссийск, где монополия вместе с группой «Сумма» контролирует крупнейший в стране порт, пишет «Коммерсантъ».
В ближайшие несколько недель «Транснефтепродукт», дочерняя структура «Транснефти», подпишет ряд соглашений с нефтекомпаниями по финансированию проекта магистрального нефтепродуктопровода «Юг», сообщили в монополии. Договоренности достигнуты «почти со всеми заинтересованными компаниями», среди которых ЛУКОЙЛ, «Башнефть» и «Газпром нефть», они предусматривают прокачку нефтепродуктов по схеме «качай или плати» (фиксация объемов прокачки и оплата этих объемов вне зависимости от реальных поставок). Нефтяники от комментариев отказались. Но источник, близкий к одной из них, подтвердил факт предстоящего подписания.
Проект «Юг», предназначенный для экспорта светлых нефтепродуктов «Евро-5» с Черноморского побережья, будет реализован в три этапа. Первый — реконструкция трубы Тихорецк—Новороссийск. Для этого «Транснефть» привлечет заемные средства и деньги ЛУКОЙЛа. Второй этап — строительство трубы Волгоград—Тихорецк и железнодорожных эстакад в начальной и конечной точках. «Благодаря эстакаде к системе подключится не только ЛУКОЙЛ, НПЗ которого расположен в Волгограде, но и другие нефтяники»,— говорят в «Транснефти». Под эти работы она также привлечет кредит, который затем будет погашен нефтекомпаниями за счет соглашений с монополией по принципу «качай или плати». Эти этапы вошли в инвестпрограмму монополии, затраты на них «Транснефть» оценивают в 47 млрд руб.
Принцип «качай или плати» используется «Транснефтью» в отношении нефтепродуктопроводов с 2012 года, до этого его применяли к прокачке нефти. «Транснефть» рассчитывает также «спецтарифы» для компаний, заинтересованных в строительстве трубопроводов, например в соглашениях с «Роснефтью» по расширению нефтепроводов Сковородино—Мохэ и на Туапсинский НПЗ. Сначала предполагалось, что «Юг» пройдет по маршруту Сызрань—Саратов—Волгоград—Новороссийск (1465 км). Но по утвержденному на данный момент проекту, его длина составит лишь более 800 км. Рассматривается и третий этап — строительство к началу 2020-х годов нефтепродуктопровода вблизи «самарской группы» НПЗ «Роснефти», Краснодарского НПЗ «Русснефти» и Афипского НПЗ «Нефтегазиндустрии», но точный маршрут этой трубы и ее финансирование пока не определены.
Также неясно, будет ли связан с «Югом» Туапсинский НПЗ «Роснефти», которая получила от правительства поручение создать там нефтепродуктовый хаб. По словам пресс-секретаря компании Владимира Тюлина, «Роснефть» заинтересована в развитии нефтепродуктопроводов на юге России, а сам проект системы «Юг» с конечной точкой в Туапсе эффективно дополнит мощности завода «Роснефти». В «Транснефти» пояснили, что монополия предлагает нефтекомпании построить отвод на Тихорецк от Туапсе. Но в «Роснефти», по словам источника, близкого к компании, не видят смысла в создании двух центров экспорта нефтепродуктов.
Маршрут только до Туапсе идет вразрез с интересами как «Транснефти», так и других нефтяников, говорит источник на рынке. «Для монополии, владеющей около 35% Новороссийского морского торгового порта, важно, чтобы труба заканчивалась в Новороссийске, таким образом она сможет получить синергию с инфраструктурой порта и увеличить грузопоток»,— поясняет собеседник. Эксперт уточняет, что в Туапсе из-за относительно небольшой площади бухты есть ограничения по тоннажу судов.
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
Россети Новосибирск обеспечили электроснабжение модульной станции водоподготовки
В д. Малый Чик Ордынского района.
Пробег «Сургутское кольцо» пройдет 13 сентября 2025 года
Пробег состоится на двух дистанциях: 5 и 16 км. Кроме…
Ученые создают новые материалы для поглощения СО2 на основе кремнезема и ионных жидкостей
Специалисты ФИЦ «Институт катализа СО РАН» разрабатывают и улучшают материалы…
ДРСК повышает качество электроснабжения потребителей Владивостокской агломерации
В пригороде Владивостока к сентябрю завершится перевод ПС «Ипподром» на…
Ученые из Томска создали модель для разработки нового улучшенного топлива для космоса
Новое топливо будет обладать улучшенными энергетическими, эксплуатационными и экологическими характеристиками.
Совет директоров Татнефти обсудит 15 августа рекомендацию по дивидендам за I полугодие
За 1 полугодие 2024г компания выплачивала дивиденды из расчета 38,2…