Свежее
На болгарской АЭС Козлодуй после ремонта ввели в эксплуатацию ЭБ-6Более 45 тыс человек остались без электроэнергии в Смоленской области из-за непогодыЭнергетики оперативно ликвидируют последствия 2-й волны циклона в Центральной РоссииБолее 60 бригад восстанавливают нарушенное непогодой энергоснабжение в Курской областиБолее 80 бригад восстанавливают нарушенное непогодой энергоснабжение в Калужской областиНа повышение надежности электросетевого комплекса Удмуртии направят 1 млрд руб
22 октября Госдума одобрила во втором чтении законопроект, вносящий изменения в ФЗ «Об электроэнергетике». Темпы рассмотрения документа говорят о том, что поправки в закон, скорее всего, будут внесены в ближайшее время. В чем же суть изменений?
Во-первых, дается законодательное определение понятию «перекрестное субсидирование в электроэнергетике». Напомню, что, по данным бизнес-школы Сколково, объем перекрестного субсидирования по итогам 2011 года составлял порядка 324 млрд руб. без НДС. В 2012 году, по некоторым оценкам, он снизился до 220 млрд руб., что по-прежнему свидетельствует о несбалансированности платежей различных потребителей в электроэнергетике. Основной объем «перекрестки» возникает в составе тарифов на передачу электроэнергии распредсетей (последняя миля, перераспределение НВВ в ставке на содержание и расходов на оплату потерь в сетях, завышение тарифов на высоком напряжении относительно низкого).
Во-вторых, законе закрепляется, что с 1 января 2014 года ФСК ЕЭС имеет право передавать в аренду МРСК часть своих сетей, к которым присоединены крупные потребители, только при заключении соответствующих соглашений между этими потребителями и распредсетями. Учитывая, что при заключении данных договоров потребителям придется платить куда больше, чем если бы они напрямую заключали договор с ФСК, вероятность того, что эти клиенты добровольно захотят рассчитываться с МРСК, стремится к нулю. Таким образом, механизм последней мили фактически упраздняется, а это грозит распредсетям выпадающими доходами.
Ввиду весьма плачевной ситуации с перекрестным субсидированием в ряде субъектов Федерации в 20 регионах из 63 последняя миля будет сохранена. В этих регионах (кроме Еврейской АО и Амурской области) устанавливается так называемая ставка перекрестного субсидирования. Она рассчитывается делением объема перекрестного субсидирования на количество электроэнергии, отпускаемой из территориальных сетей субсидирующим группам. Таким образом, эта ставка определяет размер переплаты промышленными потребителями за электроэнергию в пользу населения и приравненных к нему групп. Ниже приведены расчетные ставки перекрестного субсидирования по регионам. Нулевые ставки означают полную ликвидацию перекрестного субсидирования в регионе. При этом оговаривается, что в Забайкальском крае и Республики Бурятия, так же как и в Еврейской АО и Амурской области, «перекрестка» останется до 1 июля 2029 года. В первых двух регионах темпы снижения с 2018 по 2028 будут ежегодно ускоряться с 8% до 50%.
Хочу отметить, что если бы «последняя миля» была единовременно отменена со следующего года во всех регионах, то, по оценкам Минэнерго, в МРСК зафиксировали бы порядка 57-58 млрд руб. выпадающих доходов. Из них 47 млрд руб. пришлось бы на РСК, перечисленные в таблице выше. При этом ожидается, что в 43 регионах, где миля исчезнет с января, МРСК недосчитаются 10 млрд руб., но я не считаю эту сумму существенной потерей. При этом выпадающие доходы предлагается компенсировать с помощью бюджетных средств, пусть и не в полном объеме. Кроме того, не стоит забывать про соцнорму, которая будет введена по всей стране с 2014 года. По расчетам Минэкономразвития, стоимость электроэнергии для населения в 2013-2015 годах останется на 17-20% ниже, чем для промышленных потребителей, к 2019-2020 годам цены сравняются, а к 2030 году электроэнергия для населения будет уже в 1,7 раза дороже. Однако в условиях заморозки тарифов и ограничения их повышения для населения такая перспектива пока выглядит весьма туманной.
Продление последней мили в наиболее проблемных четырех регионах до 2029 года, на мой взгляд, способно предотвратить сильное недополучение выручки МРСК Сибири, занимающейся распределением электроэнергии в указанных регионах. Ставки в регионах деМРСК Сибири, занимающейся распределением электроэнергии в указанных регионах. Ставки в регионах деятельности МРСК Урала и МРСК Центра, где также существенная часть их доходов формировалась за счет договоров последней мили с крупными потребителями, определены на достаточно высоких уровнях, хотя и снижение объемов «перекрестки» будет происходить довольно высокими темпами. Однако, принимая во внимание тот факт, что с 2015 года заморозки уже не будет, росту тарифов на передачу электроэнергии удастся частично компенсировать снижение ставок.
На мой взгляд, данный законопроект отражает компромиссное решение относительно снижения объемов перекрестного субсидирования, в частности путем установления сроков ликвидации последней мили. В наиболее проблемных регионах деятельности МРСК Центра, Урала и Сибири механизм сохранится, что позволяет не опасаться значительного недополучения выручки распределительными компаниями.
Целевые цены по акциям МРСК Центра, МРСК Урала и МРСК Сибири нуждаются в пересмотре.
Екатерина Шишко, аналитик Инвесткафе
Мы в телеграм:
Подпишитесь на наш Telegram Канал
На болгарской АЭС Козлодуй после ремонта ввели в эксплуатацию ЭБ-6
В реактор загружено свежее ядерное топливо.
Более 45 тыс человек остались без электроэнергии в Смоленской области из-за непогоды
Энергоснабжение восстанавливают более 100 бригад.
Энергетики оперативно ликвидируют последствия 2-й волны циклона в Центральной России
В наиболее пострадавших областях организованы временные пункты по работе с…
Более 60 бригад восстанавливают нарушенное непогодой энергоснабжение в Курской области
В Золотухинском районе развернут временный пункт работы с потребителями.
Более 80 бригад восстанавливают нарушенное непогодой энергоснабжение в Калужской области
В результате падения более чем 500 деревьев в регионе отключено…