Актуально
На РП 220 кВ Первомайский в Архангельской области 8 масляных выключателей заменят на элегазовыеРазработка нацплатформы промавтоматизации перешла к созданию прототипов решенийГазпром экспорт подал в суд новый иск к «дочке» OMVЗапасы газа в ПХГ Европы к зиме приблизились к 81%С начала года ДРСК направила более 1,1 млрд руб на подготовку электросетей Дальнего Востока к зимеГазпром нефть допускает снижение цены нефти, но только краткосрочное
В проекте «дорожной карты» по увеличению экспортного потенциала российской водородной энергетики, подготовленном Минэкономики, говорится о необходимости разрешить российским производителям водорода прямой доступ к газотранспортной системе (ГТС), контролируемой «Газпромом», пишет «Коммерсантъ».
Россия пока только начинает разрабатывать концепцию развития водородной промышленности, но уже планирует занять существенную долю на рынке.
Замминистра энергетики Павел Сорокин 12 апреля говорил, что к 2050 году страна может экспортировать 7,9–33,4 млн тонн водорода.
Основными игроками в перспективе считаются «Газпром», «Росатом» и НОВАТЭК.
Как следует из документа, Минэкономики предлагает до декабря 2022 года внести изменения в законодательство с тем, чтобы разрешить строительство водородных проектов в непосредственной близости к магистральным газопроводам, в том числе при необходимости — в охранной зоне. Также речь идет о том, чтобы дать независимым производителям водорода доступ к беспрепятственному присоединению к газотранспортной системе. Как будет обеспечиваться доставка покупателю водорода, который смешан с природным газом, в документе не поясняется.
Между тем именно транспортировка представляет собой одну из самых сложных и дорогостоящих частей водородных проектов. Ее цена может в несколько раз превышать стоимость производства газа. Подмешивание водорода в общий поток природного газа способно снизить затраты производителей, это обойдется дешевле строительства отдельного канала. Теоретически водород из смеси можно извлекать на газораспределительных станциях.
Есть и еще одно вероятное объяснение идеи Минэкономики, при котором извлечение и не предполагается,— добавление водорода позволит уменьшить общий углеродный след от сжигания метана, и за это заплатят отдельные потребители в обмен на получение сертификата о том, что они не выбрасывают СО2.
В самом министерстве пояснить суть своей идеи не смогли. Там лишь сообщили, что «готовят предложение по увеличению экспортного потенциала водорода, соответствующая «дорожная карта» подготовлена на основе предложений делового сообщества и научных организаций и будет доработана с учетом полученных позиций профильных ведомств».
В Минэнерго говорят, что инициатива Минэкономики «пока изучается». Если в данном случае речь идет о сдаче водорода в газопровод и последующей транспортировке метано-водородных смесей, отмечают в Минэнерго, то в первую очередь необходимо решить вопрос о целесообразности такой транспортировки водорода (так как он значительно дороже природного газа), последующего извлечения водорода из смеси (экономическая целесообразность) и безопасности эксплуатации газотранспортной системы с учетом транспортировки метан-водородной смеси. В «Газпроме» на запрос не ответили.
Сама по себе идея Минэкономики вполне в духе текущих мировых тенденций, ее аналоги обсуждаются в Европе, где перед газовыми компаниями и их потребителями стоит задача свести выбросы парниковых газов к нулю к 2050 году и «водородная» реконструкция газопроводов становится почти обязательной, отмечает старший аналитик Центра энергетики МШУ «Сколково» Юрий Мельников. Но, подчеркивает он, в России ситуация иная и подобных предпосылок нет.
При этом, уточняет эксперт, доступ к трубе — важный, но точно не самый главный вопрос. При решении прокачивать водород через ГТС нужно убедиться, что изменение состава смеси не затронет безопасность и надежность транспорта, распределения и использования газа по всей цепочке — от компрессорных станций и газопроводов высокого давления газовой компании до газовых горелок в плитах и котлах домохозяйств или турбинах электростанций. Также нужно согласовать с потребителями изменение состава смеси и подписать соответствующие контракты, добавляет господин Мельников. Более того, отмечает он, международный характер транспорта газа предполагает того же уровня сложность — нужны стандарты, межправительственные соглашения, технологические партнерства с поставщиками оборудования и другими газовыми компаниями.
Читайте в Telegram:
Наш Телеграм
На РП 220 кВ Первомайский в Архангельской области 8 масляных выключателей заменят на элегазовые
Новые устройства отечественного производства отличаются высокими эксплуатационными характеристиками, надежностью и…
Разработка нацплатформы промавтоматизации перешла к созданию прототипов решений
В работу активно включаются вендоры, интеграторы.
Газпром экспорт подал в суд новый иск к «дочке» OMV
Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти зарегистрировал соответствующее исковое заявление 17…
Запасы газа в ПХГ Европы к зиме приблизились к 81%
Общий объем топлива в ПХГ является лишь седьмым максимальным для…
С начала года ДРСК направила более 1,1 млрд руб на подготовку электросетей Дальнего Востока к зиме
За 8 мес энергетики отремонтировали более 462 км ЛЭП 0,4–110…
Газпром нефть допускает снижение цены нефти, но только краткосрочное
Сообщил глава «Газпром нефти» Александр Дюков.