Снижение энергоцен за счет всей страны не помогло экономике Дальнего Востока

Механизм снижения энергоцен для потребителей на Дальнем Востоке за счет остальной части страны не привел к ожидаемому росту макроэкономических показателей региона: рост инвестиций не произошел, а производительность падает. Такие выводы содержатся в отчете РЭШ. Провести исследование предложили ассоциации поставщиков и потребителей электроэнергии, сообщили источники и подтвердили в «Совете рынка» (регулятор энергорынков): «Это независимое исследование, результаты которого могут быть использованы федеральными органами для принятия дальнейших решений по усовершенствованию механизмов поддержки отдельных регионов». Отчет вынесен для принятия к сведению на набсовет 23 декабря, уточнили в регуляторе, пишет “Коммерсантъ”.

Механизм работает в пяти регионах Дальневосточного федерального округа (ДФО) — Якутии, Камчатке, Чукотке, Магаданской и Сахалинской областях. Разницу между экономически обоснованным и фактическим тарифом покрывает оптовый энергорынок (европейская часть РФ, Урал и Сибирь). За три года размер выплаты составил 129 млрд руб. Основной конечный получатель субсидии — «РусГидро».

Программа снижения энергоцен в ДФО до среднероссийского уровня заработала в 2017 году. Но уже в 2018 году в дотационных регионах объем инвестиций упал ниже среднероссийского уровня, говорится в исследовании РЭШ. По всем макроэкономическим индикаторам дотационные регионы ДФО не отличаются в лучшую сторону от других территорий округа без субсидий, следует из отчета. Данные за 2019 год в нем представлены неполно.

По расчетам института, в дотационных субъектах ДФО в среднем по всем отраслям стали производить на 6,3% меньше продукции, чем в остальной части страны. Аналитики также заметили, что в дотационных регионах ДФО экономически обоснованные тарифы часто растут быстрее фактических (что ведет к опережающему росту выплаченной надбавки). В 2019 году средний экономически обоснованный тариф в Сахалинской области достиг 7,6 руб. за 1 кВт•ч, в Магаданской области — 7,8 руб., в Камчатском крае — 12 руб., на Чукотке — более 20 руб. При этом за счет субсидий фактическая цена составила около 5 руб.

В «РусГидро» заявили, что для ряда энергокомпаний в ДФО установлены экономически необоснованные тарифы: «Не хватает средств не то что на инвестирование в строительство новых объектов, но и для улучшения и поддержания технического состояния энергообъектов». Дальневосточная генерирующая компания получила 17 млрд руб. убытка из-за того, что 11 лет топливо в тарифах учитывалась по индексам Минэкономики, а не по фактической стоимости, отметили в холдинге.

В «Совете рынка» считают, что экспертам РЭШ не удалось выявить однозначной корреляции экономических показателей в субсидируемых регионах с оказываемой им поддержкой. Там считают важным заключение аналитиков о необходимости нормативного определения цели поддержки, повышения прозрачности механизма и формирования отчетности, позволяющей оценить успешность принимаемых мер.

До конца года Госдума может принять законопроект о продлении механизма субсидий до 2028 года. Объем выплат оценивается в 126,7 млрд руб. Промышленность считает, что от субсидий нужно полностью отказаться. «Потраченные 129 млрд руб. не вернуть, но можно предотвратить будущие напрасные траты»,— заявили в «Сообществе потребителей энергии».

Приемлемые тарифы не могут сиюминутно создавать спрос, привлечение инвестиций — это вопрос долгосрочной перспективы, замечает Владимир Скляр из «ВТБ Капитала». ДФО стал единственной частью страны, где в пандемию росло потребление электроэнергии, в том числе за счет промышленности, подчеркивает аналитик.