ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Энергии хватит на всех

Мы уверены, что некоторые жизненные блага всегда должны быть доступны каждому: солнце, воздух, вода, электричество… Это абсолютно верно, вот только доступность — следствие не бесплатности, а разумной, хорошо спланированной экономии.

Действующий с 2009 года Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» привносит существенные изменения в жизнь граждан, руководителей бюджетных и коммерческих организаций. Вопрос значительно глубже, чем лежащие на поверхности ограничения мощности ламп накаливания: в стране меняется сам взгляд на производство и потребление энергоресурсов. О последствиях этих изменений, о новых возможностях для бизнеса, бюджетных предприятий и частных потребителей мы говорим с Андреем Буздалкиным, генеральным директором Томской энергосбытовой компании (ТЭСК).

— Андрей Александрович, зачем экономия электроэнергии государству, понятно. На строительство новых станций нужно много времени, денег, кадровых и организационных ресурсов. Но зачем сокращение расходов проповедуют сбытовые компании, которые, предположительно, от этого только теряют доход?

—  Это для многих камень преткновения, так что давайте разбираться. Вот мы — энергосбытовая компания. Мы должны довести энергию до потребителя. Для этого нужно купить ее на рынке, транспортировать через сеть распределительной компании, предоставить потребителю, получить деньги. И вот теперь, внимание, что мы делаем с этими деньгами? Мы прежде всего рассчитываемся со всеми энергетиками. С теми, кто долбит в шахте уголь, кто везет его по железной дороге, кто вырабатывает тепло и электричество на ТЭЦ… Весь этот гигантский комплекс ждет вознаграждения за свою уже проделанную работу. И нам, сбытовикам, гораздо проще собрать с каждого конкретного потребителя меньшие деньги. Кроме того, уменьшение потребления позволяет избежать новых масштабных строек, о которых вы говорили, что опять-таки позволяет удешевить закупочную цену электричества, что снова выгодно потребителю. Вот так и работает система: энергии хватает на всех, если к ней относиться бережно.

— Каким образом ваша компания помогает энергосбережению потребителей?

— Это самый ключевой для нас вопрос за последние три года. В 2009 году, вслед за появлением  261-ФЗ, мы поставили перед собой такую задачу, в 2010 году были заняты разработкой механизмов и программ, получили под них множество государственных грантов, и, наконец, в 2011 году ТЭСК приступает к активной реализации всех наработок.

Считаю, наше главное достижение — в формировании целостной системы обслуживания. Любой хозяйственник понимает, из каких этапов состоит реализация программы энергосбережения. Это энергоаудит, инженерно-экономические расчеты, монтаж, обслуживание. И в каждой из этих фаз мы сегодня предлагаем свои услуги.

— Как вы понимаете, любой потребитель вправе вас спросить: а чем вы лучше моего инженера или моего соседа-электрика, которые и так раньше худо-бедно справлялись?

— Факты таковы, что хороших специалистов катастрофически мало! Изменение условий энергоснабжения — задача комплексная, ее не потянет даже самый талантливый одиночка! Я уверен, что сегодня ни один потребитель даже близко не подошел к обучению своих специалистов-энергетиков, а у нас уже есть готовые люди, готовые проекты и решения. Кроме обучения, есть же еще и вопрос материального обеспечения. В конце концов, кто сможет дать лучшие гарантии на свою работу: сосед по этажу или  организация с годовым оборотом 10-12 млрд рублей?

— Вот вы провели у меня аудит и осуществили монтаж электроснабжения, даже вкрутили энергосберегающие лампочки. А половина лампочек взяла да и сгорела через полгода! Хотя, по расчетам, им положено было пять лет служить. Мечты об экономии моментально пошли прахом, а заодно и вера в прогресс.

— Вот если все работы делали мы, то мы за это и ответим. Хотя как раз в нашем случае вряд ли лампочки начнут так быстро гореть: поставщиков материалов и оборудования мы тоже выбираем на основании реальных показателей их качества и стабильности.

— Может ли предприятие или, допустим, жилищная управляющая компания, встать к вам обслуживание?

— Это самый правильный ход, потому что только в таком случае можно говорить о качественном сервисе. При этом мы защищаем нашего клиента от всех проблем с электроснабжением: будь то вина его соседей, транспортной компании или кого-то еще.

— Нельзя игнорировать тот факт, что на любую перестройку нужны деньги, причем сразу. Согласитесь, это несколько снижает энтузиазм потребителя.

— Вы затронули очень важный вопрос, и я c удовольствием на него отвечаю: об этом мы тоже подумали. Для бюджетных организаций, с которых в первую очередь спрашивают за исполнение требований законодательства, мы предоставляем энергоаудит, монтаж и переоборудование с привлечением наших собственных кредитных ресурсов. Интересные предложения внебюджетников также не останутся без внимания.

— Каков же здесь механизм расчетов — в случае, когда вы инвестируете в модернизацию потребителя собственные средства?

— Он предельно прозрачен и удобен: потребитель начинает экономить сразу, и лишь часть из сэкономленных средств он передает нам в качестве погашения расходов на переоснащение.

Здесь хочется упомянуть и о таком нашем масштабном проекте, как замена приборов учета  по всему Томску. За 2011 год в эту операцию планируется вложить порядка 100 млн рублей, при этом сами управляющие компании платить не будут. В данном случае, возврат средств будет происходить за счет потребителей — это всего лишь около 10-11 рублей ежемесячно. Сумма, согласитесь, ничтожная.

— Как известно, томичи — народ, избалованный технологиями. Многие любят оплачивать счета, не покидая собственное кресло. Что делает ТЭСК для увеличения удобства платежей?

— Это еще одно из наших весомых достижений. Сотрудник любого ранга — от контролера до директора — понимает значение клиентоориентированности и получает соответствующее обучение. В 2010 году вы плотную занялись обновлением нашего веб-сайта www.ensb.tomsk.ru, и результаты этой работы очень скоро будут видны. Кроме собственно интернет-платежей и возможностей печати квитанций, у частного потребителя появляется возможность получить любую статистику по своему энергопотреблению, а также при помощи специального калькулятора рассчитать экономию энергии при использовании тех или иных электроприборов. Будут и другие новшества — все сейчас мне просто не перечислить.

Впрочем, Интернет, при всех его достоинствах, позволяет решить не все задачи. В настоящее время мы открываем по всему городу центры обслуживания клиентов. Эти точки появятся в спальных районах, а также в местах большого скопления людей: в центрах отдыха и торговли. Кроме собственно платежей, там помогут решить массу других задач. К примеру, вы захотели построить дом. Для этого вам надо получить отвод земли, кучу документов оформить, получить ТУ на воду, на электроэнергию, на тепло — словом, оформить множество документов, а потом все это еще и построить. Всё это мы готовы для вас сделать. Часть работ выполняется собственными сотрудниками, а для всех остальных у нас есть отработанные связи, контрагенты, которые делают надежно и качественно. При этом соблюдается главный принцип одного окна: ответственность перед клиентом несет только наша компания.

— И еще один вопрос. Учитывая сложность и новаторство проектов — работников с какими качествами вы выбираете?

— Честно скажу, очень люблю инициативных людей. Инженер должен приносить инженерные мысли, руководитель — идеи по управлению и развитию. И любому рядовому работнику есть где себя проявить. Кстати, многие наши руководители выросли с самого основания — из контролеров, экономистов.

Из числа молодых специалистов предпочтение отдаю тем, кто продолжает династию энергетиков. В столь технически сложном, социально ответственном деле важна школа, преемственность не только знаний, но и отношения к своей работе. Только начав с себя, мы сможем донести все новые, прогрессивные идеи до наших сограждан: томичей и всех жителей нашей области. И, судя, по получаемой обратной связи, мы на правильном пути.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх