ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Туркменский газ пойдет в Nabucco

Расчет России на то, что Туркмения не поддержит конкурирующий с «Южным потоком» трубопровод Nabucco, не оправдался. В случае реализации этого проекта Ашхабад готов отправлять в Европу ежегодно до 40 млрд куб. м природного газа в год. Более того, по словам руководства страны, Туркмения добилась поддержки прикаспийских партнеров в вопросе строительства подводного газопровода Восток — Запад. Все это сводит к нулю шансы на увеличение поставок российского газа на европейский рынок в ближайшей перс­пективе, пишет РБК daily.

«Учитывая внутреннее потребление на западе страны и поставки оттуда же газа в Иран, у нас будут свободными до 40 млрд куб. м газа ежегодно, так что европейским странам не надо беспокоиться», — сказал в пятницу на энергетической конференции в Ашхабаде вице-премьер Туркмении по вопросам топливно-энергетического комплекса Баймурад Ходжамухамедов. Он добавил, что «уже в 2011 году Туркменистану необходим рынок для добываемого малайзийской компанией Petronas на морском блоке в объеме 5 млрд куб. м газа». «Нам его просто некуда девать», — добавил г-н Ходжамухамедов.

Туркмения также добилась поддержки от прикаспийских партнеров в вопросе строительства подводного газопровода Восток — Запад, который должен стать ключевой артерией газопровода Nabucco (его проектная мощность — 26—32 млрд куб. м газа в год). По словам вице-премьера, президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов накануне в Баку на саммите прикаспийских государств предложил, чтобы любые две из пяти стран, выходящих к Каспийскому морю, по взаимному согласию могли прокладывать подводные трубопроводы, и «большинство» прикаспийских государств его поддержали.

Газовые отношения между Россией и Туркменией переживают не лучшие времена. Взрыв на газопроводе Средняя Азия — Центр-4 в апреле прошлого года послужил поводом для охлаждения отношений. В аварии Ашхабад обвинял Россию, аргументируя это тем, что труба лопнула из-за резкого сокращения отбора газа «Газпромом» из трубы. Поставки туркменского газа возобновились только в начале текущего года, однако уже в меньшем объеме — 10 млрд куб. м вместо законтрактованных 50 млрд куб. м в год. Власти Туркмении неоднократно заявляли о готовности поставлять России больше газа, но у «Газпрома» достаточно проблем со сбытом собственного. В результате Ашхабад стал присматриваться к европейскому рынку, а следовательно, и проекту Nabucco. Москва попыталась как-то отвлечь внимание Туркмении от конкурента. В октябре вице-премьер Игорь Сечин сообщил о возможности участия «Газ­прома» в строительстве трансафганского газо­провода, предназначенного для поставок голубого топлива в азиатские страны.

Однако МИД Туркмении в жестких тонах отверг это предложение. В сообщении ведом­ства указывалось, что эта информации, а также заявление о некоем замораживании проекта прикаспийского трубопровода, равно как и об отсутствии у Туркмении перспектив сотрудничества в газовой сфере на европей­ском направлении, «не имеет под собой никаких оснований». По сути, вопрос строительства транскаспийского трубопровода будут решать только Туркмения и Азербайджан, а его реализация может свести к нулю шансы на увеличение поставок российского газа в Европу в ближайшее десятилетие, отмечает президент консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. «Конечно, договоренность ЕС с Туркменией решит вопрос загрузки Nabucco, но не остановит «Южный поток». Российский проект предназначен для снижения зависимости от украинского транзита, то есть уже законтрактованные объемы переведут на новый газопровод», — говорит он.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх