ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Правительство разрешило включать расчетную предпринимательскую прибыль в размере 5% в тариф Россетей

Только крупные сетевые компании смогут включать в свой тариф расчетную предпринимательскую прибыль (РПП) в размере 5% от совокупной выручки, следует из опубликованного постановления правительства. Прибыль не будет учитываться в тарифе, если необходимая валовая выручка (НВВ) территориальной сетевой организации (ТСО) за последние три года не превысила 10% от общего объема затрат на передачу электроэнергии в регионе (так называемый котел), пишет «Коммерсантъ».

«Фактически это означает, что прибыль будет учтена во всех дочерних организациях ПАО «Россети» и ряде крупных компаний (как правило, организованных администрациями регионов)»,— говорит Сергей Сасим из Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ. Причем такого ограничения не было в первой версии документа, опубликованной на regulation.gov.ru. Установленную планку в размере 10% от объема «котла» смогут преодолеть только одна-две сетевые компании в регионе, по оценкам Даниэля Дмитриева, вице-президента ассоциации «Независимые ТСО». Однако в «Россетях» с этим не согласны: «РПП не может являться основанием для превышения предельных уровней тарифов. По нашим оценкам, не все ДЗО «Россетей» смогут получить РПП в тарифе».

«Россети» (88% у Росимущества) добивались включения РПП в тариф для компенсации затрат на дивиденды (не менее 50% от прибыли по МСФО). В прошлом году премьер Михаил Мишустин поручил ФАС проработать вопрос, ограничив рост тарифа уровнем инфляции. В 2020 году чистая прибыль «Россетей» по МСФО составила 61,2 млрд руб., а дивиденды — около 5 млрд руб. из-за вычета «бумажных» доходов и затрат на техприсоединение.

Мелкие ТСО планируют оспорить новые правила в Конституционном суде. «Малые ТСО подвергнут дискриминации по неясным причинам. Лишение права получения РПП — следствие планируемой принудительной консолидации небольших компаний, которую запускает Минэнерго»,— говорит Даниэль Дмитриев.

В «Россетях» заявили, что новая норма обеспечит недискриминационные условия в сферах с регулированием тарифов (аналогичная норма введена в тепло- и водоснабжении, а также у гарантирующих поставщиков электроэнергии). Это «позволит улучшить финансово-экономические показатели деятельности дочерних обществ ПАО «Россети», сделать тарифообразование более экономически обоснованным», а также исполнить распоряжение правительства о дивидендных выплатах не менее 50% от прибыли «Россетей» по МСФО «без необходимости привлечения дополнительных заемных средств».

В ФАС сообщили, что новые правила не повлекут «автоматического роста тарифов». Тарифные органы, как и прежде, будут оценивать экономическую эффективность расходов компаний и учитывать результаты их работы при формировании тарифов. В Минэнерго не ответили.

«Определение прибыли от совокупной НВВ, включающей расходы на оплату потерь и оплату за переток в адрес ФСК (входит в «Россети».— ред.), будет стимулировать компанию к чрезмерному увеличению тарифной базы, снизит эффективность инвестиций и сделает невыгодным снижение расходов на оплату потерь»,— полагает Сергей Сасим. По его оценкам, расходы на платежи в адрес ФСК и на оплату потерь составляют 30–40% от общей НВВ, что может увеличить фактическую доходность до 8%. В «Сообществе потребителей энергии» полагают, что норма тарифной прибыли вводится поверх уже имеющегося широкого набора инструментов, позволяющих «Россетям» из года в год получать десятки миллиардов чистой прибыли. Это не помогает развитию экономики и не делает энергетическую инфраструктуру доступнее, считают там.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх