Транснефти не везет с конъюнктурой

Выручка Транснефти — крупнейшего в мире оператора магистральных нефтепроводов — в первом квартале увеличилась на 1,2%, до 263,34 млрд руб. Повысились как объем транспортировки углеводородов, так и перевалка грузов через дочернюю компанию НМТП.

Топ-менеджмент компании уже не первый год требует повышения тарифов. Один из аргументов состоит в том, что в Европе на транспортировку нефти на 100 км расценки составляют в среднем $2,3, а у Транснефти лишь $0,89. Со своей стороны, в руководстве Роснефти считают, что тарифы на перекачку нефти, напротив, необходимо снижать. Тарифы Транснефти регулируются в соответствии с инфляцией и оказываются либо чуть ниже, либо чуть выше индекса потребительских цен. Менеджмент компании настаивает на том, чтобы расценки индексировались выше уровня инфляции. Решение по данному вопросу правительство не вынесло.

Операционные расходы компании сократились на 0,6%, до 184,74 млрд руб. Положительный результат в первую очередь вызван сокращением себестоимости реализованной нефти на 8,46 млрд руб. Снижение издержек положительно отразилось на динамике операционной прибыли, которая в отчетном периоде увеличилась на 5,9%, до 78,6 млрд руб. Операционная рентабельность составляет 29,8%. Последние десять лет показатель стабильно превышает уровень 26%. Чистая прибыль Транснефти по итогам первого квартала увеличилась на 2,6%, до 55,25 млрд руб.

В целом финансовые результаты компании можно назвать умеренно позитивными. Несмотря на пандемию COVID-19 удалось увеличить выручку и высокий уровень операционной рентабельности.

По состоянию на 31 марта 2020 года чистый долг Транснефти составил 521,22 млрд руб. Долговая нагрузка по мультипликатору NetDebt/EBITDA достигла четырехлетнего минимума на уровне 1,06х, что является позитивным фактором для инвесторов.

Компания увеличила объем транспортировки нефти на 0,9%, до 120,2 млн тонн. Компания обеспечила транспортировку 83% добываемой в России нефти. Объем транспортировки нефтепродуктов вырос на 8,2%, до 10,25 млн тонн, или 31% производимых в стране светлых нефтепродуктов.

В начале 2019 года Транснефть получила контрольный пакет Группы НМТП. С тех пор она отражает результаты компании в своей отчетности. Грузооборот НМТП в первом квартале вырос на 0,87%, до 34 млн тонн, в первую очередь за счет перевалки наливных грузов. Пандемия COVID-19 негативно отразилась на транспортировке черных металлов, сахара и лесных грузов, а также на контейнерных перевозках.

Префы Транснефти торгуются с мультипликатором P/E 4,4х, при среднем значении по индексу Московской биржи 11,56. На первый взгляд, бумаги компании обладают значительным потенциалом роста и интересны покупки. Но это не совсем так. Во-первых, соглашение ОПЕК+ предполагает существенное сокращение добычи нефти со стороны России, что приведет к снижению объема ее транспортировки до мая 2022 года и окажет негативное влияние на доходы компании. По прогнозу ее руководства транспортировка нефти упадет на 10% по итогам года.

Во-вторых, префы Транснефти исключены из состава индекса MSCI Russia, оставшись без поддержки индексных фондов. Многие частные инвесторы в последние два года также внимательно наблюдают за изменением состава индекса MSCI Russia.

Что касается дивидендов, то Минфин ждет от компании выплаты 50% нормализованной прибыли по МСФО, что в пересчете на префы составляет 11,2 тыс. руб. на бумагу (форвардная дивидендная доходность — 8%). Однако в связи с пандемией топ-менеджмент Транснефти предлагает сделать отсрочку по выплатам. Окончательное решение на данный момент не принято, что также не добавляет оптимизма.

На мой взгляд, долгосрочным инвесторам целесообразно держать бумаги Транснефти, поскольку до мая 2022 года из-за соглашения ОПЕК+ ожидать сильных финансовых результатов, а следовательно, и роста котировок не приходится.

Горячева Татьяна, “Инвесткафе”