Нуждающихся в модернизации отберут вручную

Минэнерго ответило на критику энергорынка, разработав такие критерии «ручного» отбора проектов модернизации на правкомиссии по электроэнергетике, которые позволят его пройти именно старым ТЭЦ — общей мощностью порядка 1,78 ГВт. Но эти инвестпроекты будут крайне дорогими для энергорынка — 63,5 млрд руб., по оценкам аналитиков, то есть они стоят почти в пять раз больше тех, что отобраны на конкурсе, пишет “Коммерсантъ”.

В предварительный перечень проектов, которые могут пройти фильтр критериев Минэнерго в рамках квоты правкомиссии по электроэнергетике, могут попасть объекты мощностью 1,78 ГВт. Всего, как следует из материалов правкомиссии, были поданы заявки по 64 объектам мощностью 10,1 ГВт, в том числе 12 проектов с установкой газотурбинных установок (ГТУ).

Речь идет о текущем отборе проектов модернизации старой генерации на 2022–2024 годы объемом 11 ГВт. Отбор проектов на правкомиссии — второй, но наиболее дорогостоящий этап борьбы инвесторов, где до 1,65 ГВт (15% от квоты) будут отбираться в ручном режиме. На первом этапе — конкурсном отборе, при квоте в 9,35 ГВт были отобраны 8,6 ГВт, из них 60% (5,1 ГВт) ушло к «Интер РАО», остальные объемы у «Газпром энергохолдинга» (ГЭХа), «Юнипро» и «Иркутскэнерго». По итогам конкурса Минэнерго критиковали за то, что в основном отсев прошли ГРЭС крупнейших генераторов, а старые ТЭЦ и угольные станции, наиболее остро нуждавшиеся в обновлении, остались без поддержки рынка. По оценке «Совета рынка», совокупная стоимость этих проектов составит 61,5 млрд руб.

Набор критериев отбора для правкомиссии, разработанный Минэнерго, позволит устранить этот дисбаланс: преимущественно могут отобраться старые ТЭЦ, а круг инвесторов расширится. В частности, в первой ценовой зоне (европейская часть РФ и Урал) могут быть модернизированы энергоблоки на Пермской ТЭЦ-9 (два энергоблока на 190 МВт) и на Ижевской ТЭЦ-2 (125 МВт) «Т Плюс». Будут менять оборудование на Автовской ТЭЦ (236 МВт) ТГК-1 (подконтрольна ГЭХу), Краснодарской ТЭЦ (450 МВт) ЛУКОЙЛа, Нижнекамской ТЭЦ (195 МВт) «Татнефти» с установкой ПГУ, блок на 50 МВт на Невинномысской ГРЭС «Энел Россия» и на 130 МВт на Смоленской ТЭЦ-2 «Квадры».

Во второй ценовой зоне (Сибирь) в программу модернизации могут попасть Красноярская ТЭЦ-1 (два блока 160 МВт) и ТЭЦ-3 (185 МВт) Сибирской генерирующей компании (СГК, подконтрольна СУЭК Андрея Мельниченко), а также Иркутская ТЭЦ-6 (65 МВт) «Иркутскэнерго» (подконтрольна En+). Вовсе без проектов модернизации из крупных энергокомпаний остался финский Fortum, который не подал ни одной заявки. Устанавливать ПГУ собирался, например, ГЭХ на Ставропольской ГРЭС, «КрымТЭЦ» на Симферопольской ТЭЦ и Камыш-Бурунской ТЭЦ, «Интер РАО» на Каширской ГРЭС и Южноуральской ГРЭС, «Татэнерго» на Заинской ГРЭС, но их заявки, вероятно, не будут удовлетворены.

Минэнерго предложило отбирать проекты на основании набора критериев, где у каждого из них — экономика проекта, намерение модернизировать теплофикационный блок, экология, инновации, критическое состояние оборудования — свой вес.

Эти критерии Минэнерго начало вырабатывать уже после того, как были собраны заявки участников.

По оценке Владимира Скляра из «ВТБ Капитала», стоимость объектов, которые могут пройти квоту правкомиссии, по объему инвестиций оказалась больше, чем в конкурсной — 63,5 млрд руб., при этом установленная мощность этих проектов в шесть раз меньше. Средний CAPEX в квоте правкомиссии, по его оценке, в пять раз выше, чем в конкурсном отборе: 36,607 тыс. руб. за кВт против 7,153 тыс. руб. за кВт. «Эти проекты направлены на глубокую модернизацию и замену большинства ключевых механизмов, конкурс — на фундаментальный капитальный ремонт»,— считает он. Наиболее высокий CAPEX — 124 тыс. руб. за кВт — в заявке СГК по Красноярской ТЭЦ-3: это почти половина от стоимости модернизации в Сибири. В «Сообществе потребителей энергии» считают, что Минэнерго предлагает «надуманные, нормативно не закрепленные и не имеющие отношения к целям модернизации ТЭС критерии отборов», с помощью которых отбираются неэффективные проекты, нацеленные на субсидирование расходов в смежных сферах — теплоснабжении, охране окружающей среды и пр.