ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Пыль окружат лесополосой

Росстандарт утвердил обновленный справочник наилучших доступных технологий, которые должны применяться портовиками при работе с углем. Минтранс подготовил изменения в технический регламент, чтобы сделать данные требования обязательными для стивидоров. При этом более радикальная инициатива Минприроды — приостановка работы портов на 90 дней за повторные экологические нарушения — пока заблокирована, не пройдя оценку регулирующего воздействия. Эксперты полагают, что на фоне падения цен на уголь правительство не будет вводить столь жесткие ограничения, пишет «Коммерсантъ».

Росстандарт утвердил новую редакцию информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям (НДТ), изменения касаются перевалки угля в портах (приказ от 17 апреля опубликован на сайте). В обновленные разделы вошел перечень мероприятий, которые должны сократить выбросы загрязняющих веществ при хранении и складировании угля, в частности, высаживание лесополос, создание систем орошения, пылеподавления и аспирации, ветрозащитных укрытий, применение пылеуборочной техники и т. д.

В мае 2018 года Дмитрий Медведев предписал использовать принцип НДТ при перегрузке угля в портах. Обновленный справочник должен решить проблему угольной пыли, которая в июне 2017 года вышла на уровень президента. Новая редакция справочника НДТ вступит в силу 24 мая и будет применяться добровольно. Как пояснили в Минтрансе, министерство уже подготовило проект поправок к техническому регламенту о безопасности объектов морского транспорта, который закрепляет использование НДТ для перевалки угля. После принятия техрегламента применение таких технологий станет обязательным. В Минпромторге добавляют, что допускается применение альтернативных технологий, если не превышается установленный справочником НДТ уровень технологических показателей.

Но в Минприроды считают, что актуализации справочника недостаточно, и подготовили законопроект, который предусматривает приостановку работы портов на 90 дней при повторном нарушении экологических требований. Стивидоры выступили против таких мер — как писал «Интерфакс» в конце апреля, они направили письмо вице-премьеру Юрию Трутневу, в котором назвали законопроект дискриминационным. В Минтрансе сообщили, что согласовали законопроект без замечаний. В Минпромторге сообщили, что не принимали участия в разработке документа. В Минэнерго и Минприроды на запрос не ответили.

Теперь на стороне стивидоров выступило Минэкономики, которое дало отрицательную оценку регулирующего воздействия (ОРВ) на законопроект Минприроды. В Минэкономики считают, что предлагаемый подход может повлечь падение грузооборота, санкции к российским портам за неисполнение контрактов, банкротство предприятий, негативные социальные последствия. Также указывается, что в любом случае при введении новых требований необходим переходный период не менее года. Формально при отрицательной ОРВ Минприроды обязано переработать законопроект.

Компании официально законопроект не комментируют. Источник среди стивидоров говорит, что предлагаемые поправки создают предпосылки для злоупотребления полномочиями со стороны должностных лиц: те получат возможность останавливать деятельность предприятия даже за незначительные правонарушения без предоставления доказательств о реальном ущербе или угрозе ущерба окружающей среде. Другой собеседник говорит, что портовики уже инвестировали в экологию сотни миллионов рублей, а самые крупные — и миллиарды рублей. За фактическое нарушение экологического законодательства и сейчас предусмотрено наказание, но регуляторы проводят проверки и предъявляют претензии не по фактам нарушений, а по жалобам граждан, которые часто инспирированы конкурентами, добавляет он.

Заместитель директора группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов полагает, что на фоне ухудшения конъюнктуры рынков угля новые ужесточения для угольщиков и стивидоров вводиться не будут. Либо, считает эксперт, будет предложен менее жесткий вариант, который будет предусматривать лишь штрафы, но не остановку деятельности. Принятие законопроекта в текущей редакции угрожает поставить крест на планах развития Восточного полигона — масштабного развития инфраструктуры Транссиба и БАМа, заключает он.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх