ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Демпфер как средство сдерживания розничных цен на топливо

В Совете Федерации в ходе «Парламентского часа» вице-премьер РФ Дмитрий Козак рассказал о ситуации на топливном рынке и развитии нефтяной отрасли.

Рост цен на топливо не должен превысить уровень инфляции — отметил 30 января во время выступления в Совете Федерации вице-премьер Дмитрий Козак. Возвращаться к теме плавающих акцизов на топливо по мнению вице-премьера нецелесообразно — пока есть решение о работе демпфирующего механизма. По словам вице-премьера, механизм обратного акциза и его производного – демпфера введены впервые и реально на практике оценить эффект от работы механизмов можно будет в конце февраля.

Правительству необходимо убедиться, что механизмы работают для балансировки внутреннего рынка топлива, после этого будет принято решение продлевать Правительству соглашение с представителями крупных нефтяных компаний по ценам на топливо или нет. Если механизмы заработают, то соглашения утратят силу и Правительство уйдет от ручного регулирования.

Механизм демпфера является составляющей обратного (отрицательного) акциза для отдельных российских нефтеперерабатывающих заводов. Принцип его действия — в специальной надбавке, которая зависит от разницы средней экспортной цены на нефть и стоимости бензина Аи-92 и дизтоплива на внутреннем рынке. Эта надбавка позволяет сгладить влияние колебаний цен на нефть на внутреннем рынке. Главным условием демпфера является изменение цены на топливо на 10% (увеличение, либо снижение) от уровней, установленных государством (в данном случае – уровень цен мая-июня 2018 г.).

Резкий скачок цен на бензин в мае-июне 2018 года стал следствием ослабления рубля вместе с увеличением нетбэков (альтернативная экспортная стоимость нефтепродуктов без издержек на транспортные и логистические услуги, а также экспортные пошлины) на бензин и дизельное топливо. Чтобы ценовая политика на российском рынке осталась на прежнем уровне, правительство разработало механизм «демпфирующей надбавки». Производителям нефти будут выплачивать из бюджета часть экспортной премии: в 2019 году планируют компенсировать 60%, в последующие годы – 50%. Для расчета надбавки решили установить индикативные цены на бензин и дизтопливо на внутреннем рынке. Так в 2019 году оптовая стоимость бензина АИ-92 должна составлять 56 000 руб./т, а дизельного топлива – 50 000 руб./т с шириной коридора для права на получение субсидий плюс/минус 10%.

Вот пример расчета диапазона демпферной надбавки (на примере бензина АИ-92) на основе приведенных выше индикативных уровней цен в 2019 г. Сначала рассчитаем нижний предел для начисления компенсации по бензину марки АИ-92: для этого возьмем индикативную стоимость бензина за тонну (56 000), вычтем из нее 10% (нижняя граница коридора), получим: 56000 — 56 000*0,1(10%)=50 400 р/тн, а верхняя граница для начисления рассчитывается по той же формуле, только плюс 10%: 56 000 + 56 000*0,1(10%)=61 600 р/тн.

При этом, если разница между экспортной и внутренней ценой бензина окажется равной нулю и уйдет в минус, то компенсационная надбавка обнуляется. К полученному результату прибавляется разница между экспортной и внутренней ценой дизтоплива плюс компенсационная надбавка в размере 5 тыс. руб./т. и умножается на объем производства дизтоплива. Компенсационная надбавка на дизтопливо также обнуляется, если разница между экспортной и внутренней ценой равна нулю или уходит в минус. Полученный результат умножается на компенсирующий коэффициент, который в 2019 году принимается в размере 0,6 (60%), а с 2020 г. — 0,5 (50%).

В 2020 г. средняя оптовая цена на бензин АИ-92 принимается ведомствами в 58 800 руб./т , а в 2021 г. — в 61 740 руб./т. Средняя оптовая цена на дизтопливо устанавливается в размере 50 000 руб./т в 2019 г., 52 500 руб./т — в 2020 г. и в 55 125 руб./т — в 2021 г.

Демпфер будет применяться в рамках обратного акциза если средние оптовые цены не увеличатся больше базовых на 10%. Таким образом, если один НПЗ не повышал цены, а рост происходил за счет другого завода — без надбавки останутся оба. Кроме того, надбавка действует в целом на весь объем производства НПЗ вне зависимости от того, по каким именно видам нефтепродуктов удалось сдержать цены, а по каким они выросли более чем на 10%. Кроме того, эксперты отмечают, что обратный акциз на нефть с демпфером работает только в строго определенном диапазоне цен на нефть. Так, для бензинов демпфирующая надбавка будет работать при курсе рубля к доллару в 60-70 рублей за $1 и цене нефти в $55-$76 за баррель. Если цена опускается ниже $55 за баррель, обратный акциз становится обыкновенным налогом, и НПЗ уже будут платить часть премии государству, а при цене выше $76 за баррель производителям топлива выгоднее будет отказаться от демпферной надбавки и продавать бензин на внутреннем рынке по экспортной цене. Для дизельного топлива интервал цены нефти составляет $61-80 за баррель. Таким образом, государство будет компенсировать НПЗ выпадающую прибыль от продажи топлива на рынке, если внутренние цены оказываются ниже экспортного паритета при росте цены на нефть выше $55 за баррель.

Напомним, что ЦБ РФ в декабре прошлого года спрогнозировал в 2019 г. стоимость нефти на уровне $55 за баррель, при этом, согласно недавнему отчету Минэнерго США, прогноз цены на нефть сорта Brent на 2019 г. составляет $61 за баррель, на 2020 год ожидается цена в $65 за баррель.

Сработает ли механизм на практике?

Директор департамента Минфина по налоговой и таможенной политике Алексей Сазанов отмечает несколько иные уровни цен на нефть, в которых демпфер будет работать: «Влияние демпфера ограничено, но не при $76 за баррель, а как минимум при $90 за баррель, а при оптимистичном прогнозе по курсу и при $100 за баррель он будет работать. Но при этом необходимы меры административного характера, чтобы полностью изолировать наш рынок от внешнего воздействия. Это позволит сбалансировать ситуацию на внутреннем рынке при самом широком колебании цен на нефть».

В свою очередь, президент «Российского топливного союза» Евгений Аркуша отметил, что пока еще рано говорить о результатах работы демпфрирующего механизма: «Недавно в Минэнерго прошло закрытое совещание, посвященное техническим нюансам демпфрирующего механизма. Прежде всего оно касалось нефтяных компаний, которые сейчас работают в совершенно иных (от расчетных) экономических условиях: им надо получать лицензии, менять формы отчетностей и так далее. Это очень большой пласт работы. А итог был таков: подготовьте предложения, мы их аккумулируем, передадим в Минфин, налоговую службу и будем обсуждать дальше. Поэтому пока эффективность демпфера не ясна до конца. Второй момент – обратный акциз будут получать определенные группы НПЗ, а получить право на демпфер завод может, только получив право на обратный акциз. Сам же демпфер — обоюдоострое оружие: при определенном соотношении экспортного паритета и базовой цены на нефть демпфер положительный и нефтяники получают какие-то деньги. В сегодняшней же ситуации, когда экспортный паритет ниже базовой индикативной цены, демпфер становится отрицательным и нефтяники должны сами платить – государству. В этой связи, общим итогом совещания также стало осознание того, что нефтяники только в феврале поймут, как они сработали в январе. ФАС должна сейчас рассчитать коэффициенты к тому же. Сейчас, сезонно, цены на нефть относительно низкие, никакого влияния демпфер пока не оказывает», — отметил он

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин отметил, что в настоящее время его ведомство работает еще и над плавающим акцизом, который заработает не раньше 2020 года: «В первом квартале этого года мы должны окончательно определиться с вопросами, связанными с возможностью внедрения механизма плавающего акциза. Это давняя инициатива ФАС, ее поддерживают другие участники рынка и ведомства, поэтому полагаем, что у нее есть хорошие перспективы. Применение гибкого акциза будет способствовать устойчивости и не будет требовать дополнительных мероприятий административного или правового характера», — рассказал он.

Механизм демпфирования является стимулом для нефтяных компаний удерживать стоимость топлива на российском рынке немногим выше уровня нижней границы (50 400 руб./т). Только тогда они смогут получить максимальную компенсацию. Дальнейшее повышение стоимости бензина с их стороны приведет к сокращению разницы между нетбэком и этой ценой, что повлечет к уменьшению размера компенсации. Если цена топлива выше или ниже пределов границ, то субсидия не начисляется.

Центр исследований проблем реальной экономики при Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх