Проект Стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ до 2035г рассмотрен на заседании Правительства РФ

20 декабря 2018 г. на заседании Правительства РФ Глава Минприроды России Дмитрий Кобылкин представил основные параметры Стратегии развития МСБ, сделав акцент на двух ключевых вопросах проекта; состоянии и перспективах развития минерально-сырьевой базы, рационального и эффективного использования ресурсов и запасов полезных ископаемых.

Министр подчеркнул, что минерально-сырьевой комплекс по-прежнему играет важную роль в экономике страны и дает 40% доходов федерального бюджета.

При этом отмечается рост инвестиционной активности недропользователей. Объем геологоразведочных работ за счет внебюджетных средств в последние годы вырос на 20% и составил более 300 млрд. руб.

Индекс инвестиционной привлекательности России в области недропользования по данным мировых аналитиков вырос на 30%, и это на фоне снижения мировых объёмов геологоразведки.

Совокупный объём внутреннего потребления основных видов минерального сырья в денежном выражении в прошлом году составил более 11,5 трлн. рублей, экспорт – около 10 трлн. рублей.

«Целью настоящей Стратегии является создание условий для устойчивого обеспечения минеральным сырьем социально-экономического развития и поддержания достаточного уровня экономической и энергетической безопасности Российской Федерации. Риски и вызовы связаны с результатом геологоразведочных работ, конъюнктурой рынка, отсутствием инфраструктуры, а также с состоянием технологий разведки и добычи. Мы планируем снизить риски за счёт активизации регионального геологического изучения, формирования минерально-сырьевых центров, использования современных технологий и экономических моделей, концентрации бюджетных средств, кадрового и технологического потенциала на значимых для отечественной экономики видах полезных ископаемых», – отметил в докладе Д.Кобылкин.

Министр отметил, что за основу взяты особо важные полезные ископаемые, разделенные на три группы по запасам, восполнению и обеспеченности. Основными инструментами управления развитием минерально-сырьевой базы являются стимулирование, регулирование и контроль.

Так, для стимулирования наращивания внебюджетных инвестиций в отрасль Минприроды России предлагает введение вычетов затрат на геологоразведочные работы из налогооблагаемой базы компаний с повышающими коэффициентами для наиболее сложных и рисковых объектов, использование механизмов венчурного финансирования малого и среднего бизнеса, совершенствование системы разовых платежей за пользование недрами, учёт инфраструктурного фактора.

Глава Минприроды России отметил, что позитивно на отрасли сказывается внедрение новых подходов к освоению трудноизвлекаемых запасов нефти, неразрабатываемых месторождений твердых полезных ископаемых и техногенных месторождений. Стратегическим резервом запасов являются ресурсы шельфа Российской Федерации и дна Мирового океана.

В части регулирования, Д.Кобылкин выделил разработку и принятие нормативно-правовых актов, снимающих административные барьеры, ускорение согласования и предоставления в пользование участков недр на лицензионной основе, применение заявительного принципа.

Отдельно была затронута тема расширения заявительного принципа на участки недр, содержащих ресурсы полезных ископаемых категорий Р1 и Р2 на территории Дальнего Востока. По поручению Правительства РФ соответствующие изменения в нормативные акты ведомством подготовлены.

Кроме того, подробно были рассмотрены меры контроля и надзора соблюдения недропользователями лицензионных обязательств.

«Проведён анализ обоснованности неоднократно внесенных изменений в лицензионные условия на участках недр федерального значения, которые повлекли отсрочку ввода месторождений в эксплуатацию. Из 318 действующих лицензий такие изменения вносились в 26. На причины внесения изменений Вы, Дмитрий Анатольевич (Медведев), обратили внимание в своем вступительном слове. Это и технологические, и инфраструктурные и экономические факторы. Важнейшей мерой по профилактике нарушений является внедрение Росприроднадзором в практику контрольно-надзорной деятельности риск-ориентированного подхода», – отметил Министр.

В качестве экономической меры воздействия на пользователей недр по соблюдению установленных сроков геологического изучения Министерством предложен механизм кратного увеличения размера регулярных платежей к недропользователям, нарушающим сроки. Отмечена целесообразность применения меры ответственности в виде досрочного прекращения права пользования недрами при необоснованном затягивании ввода месторождений в разработку. Все эти меры проходят согласования.

При выполнении задач наращивания запасов минерального сырья важным является снижение нагрузки на окружающую среду, за счёт внедрения механизмов наилучших доступных технологий и рационального использования недр.

В завершении представления приоритетов было подчеркнуто, что в Стратегии предусмотрены различные механизмы регулирования, которые в зависимости от вида полезных ископаемых могут повысить обеспеченность экономики страны сырьем до 25%.