ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Аттракцион неслыханной сдержанности

Как и предполагалось, параметры демпфирующего механизма в рамках налогового маневра будут изменены в пользу нефтяных компаний. Такое решение было принято на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака. В результате компании могут дополнительно получить в 2019 году около 220 млрд руб. субсидии из бюджета за то, что сдерживают цены на топливо. Однако попытки нефтяников добиться применения демпфера уже с 1 октября, что позволило бы им за два месяца получить еще около 70 млрд руб., имеют мало перспектив из-за непримиримой позиции Минфина, говорят источники, пишет «Коммерсантъ».

Минфин и нефтяные компании продолжают переговоры о дополнительных стимулах со стороны бюджета, которые помогли бы компаниям с большим смирением перенести потерю части прибыли из-за искусственного сдерживания цен на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке. 7 сентября сообщалось, что в правительстве обсуждается изменение параметров демпфирующего механизма, который должен заработать с 2019 года и компенсировать нефтяникам часть потерь на внутреннем рынке. На совещании у вице-премьера Дмитрия Козака 14 сентября изменение параметров было одобрено — по словам представителя вице-премьера, обсуждается снижение условной цены на топливо при расчете демпфирующей компоненты на 5,6 тыс. руб. по бензину и на 5 тыс. руб. по дизтопливу. По расчетам издания, в результате субсидии для нефтяников в 2019 году могут вырасти примерно на 220 млрд руб.

В законе о налоговом маневре, принятом летом, указано, что бюджет будет компенсировать нефтекомпаниям половину (в 2019 году — 60%) разницы между экспортной ценой и условной внутренней ценой, если та окажется ниже. Условная внутренняя цена установлена на уровне 56 тыс. руб. на тонну для бензина и 50 тыс. руб. для дизтоплива, теперь же предлагается ее снизить. Необходимость такого снижения связана прежде всего с тем, что по закону демпфирующий механизм работает до тех пор, пока реальная оптовая цена топлива не отклоняется больше чем на 10% от условной внутренней цены. Так правительство фактически регулирует цены, поскольку в случае сильных отклонений компании потеряют бюджетную субсидию. Но текущие оптовые цены топлива сейчас ниже и не попадают в этот коридор в 10%. В результате компании были бы заинтересованы резко повысить их с начала следующего года, что противоречило бы актуальному смыслу демпфера, который заключается в сдерживании цен.

Нефтяные компании упирают еще и на то, что в нынешней ситуации поставка нефтепродуктов на внутренний рынок становится невыгодной. «Сейчас, если говорить о рентабельности переработки и АЗС, рентабельности практически нет, экономика около нуля»,— говорил глава «Газпром нефти» Александр Дюков 12 сентября в интервью телеканалу РБК, отмечая, что «в долгосрочной перспективе это может привести к возникновению определенного дефицита на нефтепродукты». Поэтому Минэнерго на совещании в пятницу предлагало применить демпфер уже с 1 октября, что позволило бы нефтяникам за два месяца получить, по расчетам издания, около 70 млрд руб. из бюджета.

Однако Минфин в этом вопросе занял непримиримую позицию, говорят собеседники. Формально она заключается в том, что, как заявили в Минфине, эти дополнительные расходы не заложены в бюджет 2018 года. Фактически, впрочем, демпфер должен финансироваться за счет дополнительных нефтегазовых доходов, которые не идут в бюджет, а зачисляются в ФНБ. «Минфин в принципе считает, что неправильно дополнительно помогать компаниям: нынешняя разница между нетбэком и внутренней ценой нефтепродуктов вызвана ослаблением рубля, которое одновременно приносит компаниям сотни миллиардов рублей дополнительной выручки в добыче»,— говорит один из собеседников. По мнению источников, хотя формально вопрос с более ранним применением демпфера не закрыт, Минфин при необходимости сможет тянуть время, чтобы сделать внесение этих поправок в Налоговый кодекс бессмысленным.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх