Министерство народного освещения

Как выяснилось, новое правительство опять взялось за борьбу с «вечной проблемой» перекрестного субсидирования в энергетике. Это механизм, при котором одни потребители компенсируют заниженные тарифы других. Но трогать заниженные тарифы населения Минэнерго пока не готово, хотя другие ведомства не исключают и такого сценария. Минэнерго пока фактически предложило вернуть «последнюю милю», при которой крупная промышленность доплачивает за прочих потребителей. По оценкам аналитиков, идеи Минэнерго повысят тариф для крупных потребителей сразу на 14%, а для прочих снизят на 3%, пишет “Коммерсантъ”.

Правительство в очередной раз вернулось к проблеме ликвидации перекрестного субсидирования на энергорынке, совещание на эту тему прошло у вице-премьера Дмитрия Козака 26 июня. Как следует из протокола, до 15 августа Минэнерго, Минэкономики и ФАС должны представить свои предложения.

Реформа энергетики предполагала, что перекрестное субсидирование (перекладывание энергозатрат с одной категории потребителей на другую) должно быть ликвидировано. Но полностью это сделать не удалось, в частности, тарифы населения до сих пор ниже реальных затрат энергетиков, за них платят де-факто мелкие и средние («прочие») потребители. В 2012 году объем перекрестного субсидирования составлял 220 млрд руб., в 2017-м — 368 млрд руб., прогноз на 2022 год — 417 млрд руб., следует из презентации Минэнерго к совещанию. Чтобы сократить перекрестку до плановых 89 млрд руб. к 2022 году, потребуется ежегодно поднимать тарифы населения на 13,9%, что невозможно в текущих условиях, говорится там. Реальные темпы роста энергоцен для прочих потребителей выше, чем для населения — 7,7% против 6,9% в 2016 году, 10,5% и 4,3% в 2017-м. Но покупка энергии промышленностью снижается: с 2014 по 2017 год — на 495 млн кВт•ч, а населением — растет (на 7%, до 161 млн кВт•ч).

Чтобы снизить свои расходы, крупные потребители уходят от распредсетей на прямое подключение к магистральным сетям Федеральной сетевой компании (ФСК, входит в «Россети») и строят собственную генерацию (ее объем, по оценке Минэнерго, достиг 11,2 ГВт в 2016 году, ежегодный рост сегмента — 2–2,5%). Это увеличивает объем перекрестки, приходящийся на прочих потребителей (в их числе и бюджетные организации).

Минэнерго предлагает равномерно распределить объем перекрестки на всех потребителей, кроме населения, и дифференцировать единый тариф ФСК. Это, по сути, возрождает почти уничтоженную к 2017 году «последнюю милю» (перекрестное субсидирование, при котором крупные потребители, подключенные к сетям ФСК, платили и тариф распредсетей, хотя их услугами не пользовались). Ведомства должны провести расчет социально-экономических последствий дифференциации тарифа, в том числе оценить рост строительства собственной генерации. Минэнерго также хочет после 2023 года ввести правило, по которому новые крупные потребители будут платить ФСК по единым тарифам, а «старые» — с учетом перекрестного субсидирования. Эффект от этих мер в Минэнерго оценили в 31 млрд руб.

Эта схема 25 июля обсуждалась и на совещании в ФАС, но ее не поддержали крупные потребители, Минэкономики и сама служба, говорят источники. По их словам, представитель Минэнерго на совещании возврат «последней мили» назвал вынужденной мерой. При этом ФАС, говорят собеседники, на совещании предлагала сокращать скидки (до 30%) к тарифу для горожан с электроплитами и сельского населения и ввести социальную норму потребления. Минэкономики, говорит источник, предлагало вариант полного запрета присоединения потребителей напрямую к сетям ФСК, введения соцнормы, отмены льгот по электроплитам и для села, снижения темпов роста тарифов для прочих потребителей до 2%.

В Минэкономики сообщили, что вопрос «в стадии проработки», в Минэнерго лишь заявили, что готовят расчет последствий, в ФАС и «Россетях» это не комментировали, в ФСК подтвердили свое участие в обсуждении. Глава «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев считает, что для ликвидации перекрестки надо корректно посчитать все ее виды и объемы, утвердить график сокращения и исполнять его.

Наталья Порохова из АКРА говорит, что объем перекрестки в 368 млрд руб. прибавляет крупным потребителям 13% к конечной энергоцене. Предложение по продлению «последней мили», по оценке эксперта, поднимет цены для самых крупных потребителей (в основном металлургов) в среднем на 14% в ценах 2018 года (в Сибири — на 18%). У потребителей, напрямую не подключенных к ФСК, цены могут снизиться на 3%.