ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Законопроект «об альтернативной котельной» принят в ключевом 2-м чтении

Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального закона № 1086603-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения» с новым наименованием «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения».

Законопроект, называемый законом об альтернативной котельной, определяет основные принципы новой целевой модели рынка тепловой энергии.

Принятый в первом чтении 16 декабря 2016 г., он потребовал серьезной доработки с целью устранения содержавшихся в первоначальном варианте рисков, связанных с возможными ценовыми последствиями изменений в теплоэнергетике, злоупотреблениями со стороны Единых теплоснабжающих организаций, монополизацией теплоснабжения на территории городов и поселений в ценовых зонах, ослаблением роли муниципалитетов в управлении теплоснабжением.

Комитетом по энергетике была создана рабочая группа по подготовке законопроекта ко второму чтению, проведено обсуждение с фракциями и комитетами Государственной Думы Российской Федерации, парламентские слушания. Все поступившие к законопроекту поправки, также как и рекомендации парламентских слушаний, были тщательно проработаны и учтены.

В результате текст законопроекта, представляемый ко второму чтению, претерпел существенные изменения.

1. Усилен антимонопольный контроль за деятельностью единой теплоснабжающей организацией. Для этого добавлена новая статья об антимонопольном регулировании и контроле в сфере теплоснабжения, содержащая четкие и ясные критерии и процедуры эффективного антимонопольного регулирования деятельности ЕТО в условиях ее монопольного положения. Положение ЕТО признается доминирующим в сфере теплоснабжения. Объектами контроля являются цены, распределение тепловой нагрузки в системе теплоснабжения и соблюдение правил (порядка) заключения договоров в сфере теплоснабжения.

2. Предусмотрены дополнительные механизмы сглаживания ценовых последствий от перехода на новую модель рынка тепловой энергии. Предоставлена возможность устанавливать предельную цену на тепловую энергию на уровне ниже «альтернативной котельной» по соглашению между ЕТО и муниципалитетом в порядке, устанавливаемом Правительством России.

3. Описаны механизмы синхронизации и синергии работы систем теплоснабжения в условиях использования различных механизмов инвестирования в новой модели рынка тепловой энергии.

4. Усилена роль региональных и местных органов власти при принятии решения о переходе к новой модели рынка тепловой энергии, в части контроля над деятельностью ЕТО.

5. Усилена регламентация деятельности ЕТО с целью снижения риска конфликтов между ЕТО и ее контрагентами, а также ответственность ЕТО.

В ходе обсуждения доработанного текста законопроекта на пленарном заседании ГосДумы дискуссию вызвал вопрос о статье 5, предписывающей установление приборов учета тепловой энергии на объектах с невысокой тепловой нагрузкой (сегодня, согласно 261-ФЗ от 2009 года собственники таких объектов могут платить за тепло по нормативу). В среднем по городам с централизованным теплоснабжением доля таких объектов составляет около 25% (12% от общего потребления тепловой энергии), порядка 85 % от всех объектов — жилые дома, и в их число попадают не только небольшие дома на несколько семей, но и также многоэтажки высотой до 9 этажей и площадью до 3000 кв.м.

По мнению экспертов, за годы счетчики тепла доказали свою эффективность. В тех городах, где уровень оснащения зданий приборами учета тепловой энергии находится на высоком уровне, существенно снизился уровень потребления тепловой энергии; за счет сокращения потерь тепловой энергии, в том числе сверхнормативной, стало более рациональным поведение потребителей при потреблении энергоресурсов.

Поэтому Комитет по энергетике посчитал целесообразным поддержать норму об установке приборов учета и для объектов с низкой тепловой нагрузкой. По мнению комитета, это позволит сделать еще один шаг в направлении создания полноценной и всеохватной системы учета потребления энергоресурсов в стране, что крайне необходимо, но и ликвидировать перекрестное субсидирование между группами потребителей по этому направлению. Сведения о реальном потреблении тепла в таких домах также станут индикатором для власти по проведению в них капитального ремонта либо по переселению граждан в новый жилой фонд. Государственная Дума согласилась с позицией Комитета.

Как заявил председатель Комитета по энергетике Павел Завальный, законопроект «об альтернативной котельной» в его нынешнем виде может решить главную задачу, стоящую перед отраслью — задачу модернизации системы централизованного теплоснабжения, повышения надежности его работы и в перспективе снижения стоимости тепла для потребителей, особенно там, где она сегодня явно завышена. «В доработанном виде, с учетом всех рекомендаций, высказанных в ходе обсуждения проекта в Государственной Думе, нам удалось сделать целевую модель рынка тепла, предлагаемую Правительством, более гибкой и пригодной для практического применения. Подзаконные акты, необходимые для реализации закона, уже подготовлены Минэнерго России. Надеюсь, нам удастся принять закон в окончательном виде до конца этой сессии, то есть на следующей неделе», — сообщил Завальный.

 

 

Прокрутить вверх