ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Цистерны требуют долива

Падение железнодорожных перевозок нефтеналивных грузов и уход части объемов в трубу приводят к консолидации на рынке. Доля десяти крупнейших игроков в первом квартале выросла до 88,5%, несмотря на сокращение перевозок на 1,2%, до 60,1 млн тонн. Резкий рост продемонстрировал «Нефтетранссервис», который заполучил контракт на перевозку грузов «Башнефти» вместо «СГ-Транса». Парк последнего арендовал лидер рынка «Трансойл», что помогло ему нарастить перевозки на 1,6%, пишет «Коммерсантъ».

Крупнейшие операторы нефтеналивных грузов (кроме сжиженных углеводородных газов) в первом квартале 2017 года увеличили свою долю рынка на 2 процентных пункта, до 88,5%, следует из рейтинга «Infoline-Аналитики». Всего перевозки нефтеналивных грузов (без учета СУГ) сократились на 1,2%, до 60,1 млн тонн, с учетом СУГ — на 1,6%, до 63,8 млн тонн. Сокращение перевозок нефтепродуктов связано с тем, что нефтяные компании по возможности пользуются мощностями «Транснефти». Кроме того, в прошлом году переработка нефти в целом сократилась из-за низких цен на нефть и налогового маневра.

Лидер рынка «Трансойл» Геннадия Тимченко увеличил перевозки нефтеналивных грузов на 1,6%, до 16,4 млн тонн. Значительно улучшил свои позиции «Нефтетранссервис» (НТС, принадлежит Вячеславу и Вадиму Аминовым, а также Алексею Лихтенфельду), увеличивший перевозки на 13,7%, до 7,5 млн тонн. Вместе с тем UCL Rail Владимира Лисина и «ЛУКОЙЛ-Транс» сократили перевозки на 4,5% и 7,4%, до 6,4 млн тонн и 5,4 млн тонн соответственно. Globaltrans Константина Николаева, Никиты Мишина и Андрея Филатова увеличил перевозки на 5,5%, до 5,1 млн тонн. Лидером по темпам и абсолютному приросту перевозок стала Федеральная грузовая компания (ФГК, входит в ОАО РЖД), которая смогла увеличить использование арендованного парка и нарастила перевозки почти втрое, до 2,5 млн тонн.

В первом квартале на рынке нефтеналивных грузов произошла консолидация на фоне изменения парка крупнейших операторов, отмечает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. В частности, НТС удалось увеличить свою долю благодаря контрактам с «Роснефтью» и ее дочерней структурой «РН-Транс». Эксперт напоминает, что с 1 января НТС стал единственным перевозчиком «Башнефти», вытеснив «СГ-Транс». Тот, лишившись грузовой базы, в феврале передал в аренду около 7,8 тыс. нефтебензиновых цистерн «Трансойлу», что позволило компании увеличить парк в управлении для обеспечения роста перевозок мазута и газового конденсата.

В «Трансойле» рост грузовой базы в первом квартале связывают с сезонным перераспределением объемов с речного транспорта до открытия навигации. Чтобы привлечь дополнительные объемы и в дальнейшем, в январе ОАО РЖД установило скидку 25% на перевозку нефтепродуктов в период речной навигации с Саратовского НПЗ «Роснефти». На это направление приходится около трети отгрузок нефтепродуктов по рекам, поэтому решение монополии возмутило речников.

Господин Бурмистров считает, что в январе—феврале наблюдался локальный рост спроса на аренду нефтеналивных цистерн со стороны НТС, что привело к повышению ставок краткосрочной аренды до 700 руб. без НДС. Эксперт называет повышение «краткосрочным и неустойчивым», объясняя это тем, что НТС с февраля 2017 года перешел на использование на маршрутах «Башнефти» собственного парка и нефтеналивных цистерн, привлеченных у «Совфрахта», а в мае заключил долгосрочный договор аренды более 500 цистерн с «Трансгарантом». Во втором квартале в связи с началом речной навигации, а также завершением периода наращивания парков «Трансойла» и НТС уровень арендных ставок стабилизировался, говорит господин Бурмистров.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх