Россетям понижают дивиденды

Минэнерго предлагает до 2018 года снизить для “Россетей” норму дивидендов до 25% от наибольшей чистой прибыли по МСФО или РСБУ, пишет “Коммерсантъ”. Это предложение направлено, по данным издания, в Минэкономики и Росимущество. В прошлом году правительство требовало от госкомпаний платить 50%, но с этим справились не все, а “Россети” вообще не смогли заплатить из-за убытка по РСБУ. Минэнерго предлагает решение для подобных случаев: исключать при расчете “бумажные” убытки от переоценки активов и при необходимости платить дивиденды из нераспределенной прибыли. Альтернативное предложение министерства — платить дивиденды только из прибыли по РСБУ.

Как выяснилось, 16 февраля Минэнерго направило в Минэкономики и Росимущество два варианта проекта распоряжения правительства о дивидендах “Россетей” (холдинг, включающий Федеральную сетевую компанию и межрегиональные распределительные сетевые компании — МРСК, 87,9% акций у государства) за 2016 год. Оба варианта предполагают снижение планки дивидендов до 25% от чистой прибыли (за 2015 год правительство требовало от госкомпаний выплатить 50% от наибольшей чистой прибыли — по МСФО или РСБУ).

По одному варианту выплату 25% от чистой прибыли по МСФО или РСБУ предлагается закрепить для “Россетей” до 2018 года. Но если 25% от прибыли по МСФО больше всей чистой прибыли по РСБУ, то на дивиденды уходит и нераспределенная прибыль прошлых лет. Это позволяет обойти противоречие с законом, запрещающим АО начислять на годовые дивиденды суммы, превосходящие чистую прибыль по РСБУ. С этим в прошлом году столкнулась “Транснефть”, выплатившая за 2015 год дивиденды в размере всей прибыли по РСБУ — 12,8 млрд руб., что составило лишь 9% от прибыли по МСФО. На 30 июня 2016 года нераспределенная прибыль “Россетей” — 489 млн руб.

Второй вариант предусматривает выплату 25% от чистой прибыли, но лишь по РСБУ (об аналогичном предложении для компаний “Россетей” стало известно на прошлой неделе). При этом оба варианта оговаривают, что для расчета дивидендов в чистой прибыли предлагается не учитывать “бумажные” доходы и убытки (переоценка активов), расходы на инвестпрограмму “Россетей”, доходы от платы за техприсоединение к сетям. В Минэкономики сообщили, что позиция ведомства “в стадии формирования”. В “Россетях” и Росимуществе не ответили.

Повышение дивидендов до 50% от прибыли с целью наполнения бюджета было установлено распоряжением Дмитрия Медведева лишь в апреле 2016 года и стало неожиданным для госкомпаний. “Россети” вообще не смогли начислить дивиденды, так как за 2015 год получили убыток по РСБУ. Но в течение года холдинг платил промежуточные дивиденды: так, за первый квартал “Россети” выплатили 1,8 млрд руб. В первом полугодии холдинг вдвое увеличил чистую прибыль по МСФО, до 53,8 млрд руб., и в конце сентября глава “Россетей” Олег Бударгин заявлял, что компания готова выплачивать 50% от прибыли. Но уже в октябре замглавы Минэнерго Вячеслав Кравченко называл норму в 50% от чистой прибыли “очень тяжелым решением” для “Россетей”. Он также отмечал, что Минэнерго разрабатывает варианты снижения нагрузки. В конце 2016 года в “Россетях” ожидали чистую прибыль за год “выше уровня 2015 года (81,6 млрд руб.)”. На прошлой неделе Олег Бударгин заявил, что компания считает “разумным” выплатить за 2016 год 25% прибыли по РСБУ.

Но миноритариев МРСК предложения Минэнерго не радуют. По мнению директора Prosperity Capital Management Александра Браниса, предложение закрепить норму до 2018 года “не выдерживает никакой критики”. Он полагает, что у “Россетей” достаточно средств, чтобы платить 50% от чистой прибыли или больше. “Помимо передачи денег в бюджет и повышения инвестпривлекательности компании выплата позволит найти резервы повышения производительности труда и эффективности работы. Это то, с чем правительство и Минэнерго не справляются уже несколько лет”,— считает господин Бранис.

Снижение норматива до 25% и вычет инвестиций и “бумажной” прибыли — “достаточно комфортный сценарий с учетом инвестобязательств”, считает Наталья Порохова из АКРА. По ее оценке, смягчение норматива может быть связано с тем, что дефицит бюджета в 2017 году в рамках конъюнктуры на рынке нефти не так критичен: плановый дефицит — 2,8 трлн руб., но, по прогнозам АКРА, он будет ниже — 2,4 трлн руб.