СГ-Транс сдал цистерны вслед за Роснефтью

Переход “Башнефти” под контроль “Роснефти” изменил расклад сил на рынке железнодорожных цистерн. После того как контракт на перевозки нефтегрузов для НПЗ “Башнефти” отошел к “Нефтетранссервису”, “СГ-Транс”, обслуживавший эти грузы, решил отдать 8 тыс. высвободившихся цистерн в аренду “Трансойлу”. Сам “СГ-Транс” теперь сосредоточится на перевозках нефтехимических грузов. Сделка выгодна обеим сторонам, полагают эксперты, так как сдать в аренду столь крупную партию цистерн на профицитном рынке трудно, “Трансойл” же сможет получить выгодные условия, пишет “Коммерсантъ”.

“Трансойл” Геннадия Тимченко берет в аренду у “СГ-Транса” (50% — у “Вектор рейл” Алексея Тайчера, Руслана и Тимура Бабаевых, еще 50% — у Александра Бабакова и партнеров) 7,8 тыс. нефтебензиновых цистерн, сообщили три источника на рынке. В “СГ-Трансе” подтвердили переговоры по сделке, пояснив, что далее планируют развивать перевозки в растущем нефтехимическом сегменте. В “Трансойле” “рассматривают различные возможности привлечения нефтебензиновых цистерн у собственников на рынке, включая “СГ-Транс”". В компании это назвали “обычной практикой”, которая позволяет поддерживать устойчивость операционной деятельности и нацелена на удовлетворение потребностей клиентов.

Как объясняет источник, “Роснефть” после получения контроля над “Башнефтью” приняла решение о закупке 100% услуг по предоставлению подвижного состава для перевозки грузов с уфимских НПЗ у единственного оператора — “Нефтетранссервиса” (НТС). Входящий в “Роснефть” “РН-Транс” объявил о выборе НТС для перевозки 11 млн тонн нефтегрузов с этих НПЗ 10 января. Годом ранее НТС получил пятилетний контракт на грузы самой “Роснефти” почти на 120 млрд руб.По словам собеседника, “СГ-Транс”, на который ранее приходилось 75% от общего объема перевозок “Башнефти”, решил передать в аренду весь свой парк цистерн для нефти и нефтепродуктов — около 8 тыс. вагонов. Договор аренды парка заключен с “Трансойлом”, “располагающим достаточным объемом грузовой базы для задействования вагонов”. Детали сделки не разглашаются, но она заключена на взаимовыгодных условиях, замечает собеседник.

Для “СГ-Транса” это наилучший вариант, поскольку, кроме НТС и “Трансойла”, претендентов на аренду такой крупной партии цистерн нет, считает глава агентства “Infoline-Аналитика” Михаил Бурмистров. “Рынок аренды нефтеналивных цистерн тяжелый, профицитный, перевозки нефтепродуктов сокращаются, и грузы продолжают уходить в трубопроводы, поэтому ставки спроса остаются сравнительно низкими. Для небольших партий при аренде на год они, как правило, не превышают 500 руб. в сутки, причем многие крупные арендаторы обозначают уровни даже в 400 руб.”,— поясняет эксперт. Из почти 8 тыс. нефтеналивных цистерн “СГ-Транса” 4,58 тыс.— в финансовом лизинге, и, чтобы покрыть лизинговые платежи, ставка аренды по передаваемому парку должна составить не менее 600 руб. без НДС в сутки, говорит он.

Сам НТС в январе-феврале испытывает острейшую потребность в цистернах для вывоза нефтепродуктов с НПЗ “Башнефти” и готов заключать договоры аренды по ставкам до 800 руб. в сутки, но лишь на несколько месяцев до начала речной навигации, рассказывает господин Бурмистров. Затем, по его словам, профицит цистерн увеличится и потенциальные арендодатели будут сговорчивее. В то же время у “Трансойла” есть парк, по которому долгосрочные договоры аренды заключались в период более высоких ставок, и сделка с “СГ-Трансом” позволит вывести их из аренды. Как замечает эксперт, у “Трансойла” в аренде более 13 тыс. цистерн, из которых около 5,3 тыс. эстонских, 1,4 тыс. казахских, почти 1 тыс.— от Brunswick Rail.