ЭнергоНьюс

Новости энергетики

ФАС разоблачает схемы Сечина

Лоббисты «Роснефти» одной рукой пытаются изъять из тарифов «Транснефти» дивидендную составляющую, другой рукой (руками) Ильи Щербовича,советника Игоря Сечина, и подконтрольной структуры «Роснефтегаз» добиваются выплат повышенных дивидендов на привилегированные акции. В любом из вариантов в выигрыше оказывает руководство «Роснефти», в проигрыше правительство и бюджет страны.

«Роснефть», на которую приходится 39% нефти, прокачиваемой по магистральным нефтепроводам «Транснефти», в середине августа направила ФАС, сообщил «Коммерсант», замечания к подготовленному службой проекту постановления правительства о регулировании тарифов на транспорт нефти и нефтепродуктов на 2017 год. Игорь Сечин выразил недовольство тем, что в тарифах «Транснефти» учитываются дивиденды. Гарантированность выплат, по мнению Сечина, не позволяет оценить эффективность работы трубопроводной монополии и лишает ее стимулов сокращать расходы и потери.

Данный порядок, отмечается в письме, уменьшает чистую прибыль и дивиденды «Роснефти», которая, так же как и «Транснефть», является госкомпанией. Тем самым, по мнению «Роснефти», искажается «фактический вклад субъектов нефтегазового комплекса в доходную часть бюджета».

С другой стороны, близкий к Игорю Сечину бывший член совета директоров «Роснефти», глава фонда UCP Илья Щербович в настоящее время судится с «Транснефтью» из-за заниженных дивидендов на привилегированные акции по сравнению с обыкновенными голосующими. По циркулирующим на рынке слухам, средства на скупку двух третей обращающих на рынке префов трубопроводной монополии Щербовичу одолжил Игорь Сечин из денег «Роснефти».

Таким образом, глава «Роснефти» пытается решить одновременно две противоположные задачи с тем расчетом, что какая бы стратегия ни сработала, он останется в выигрыше. Либо Илья Щербович добьется повышения выплат на дивиденды по префам «Транснефти», что повысит стоимость этих акций и позволит вернуть средства, затраченные на скупку и спекулятивный рост их стоимости. Или же государство откажется от дивидендов «Транснефти», тогда дивиденды не получат и владельцы префов, и эти акции превращаются в голосующие в соответствии с п.5 ст. 32 закона N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»: «Акционеры — владельцы привилегированных акций определенного типа, размер дивиденда по которым определен в уставе общества, за исключением акционеров — владельцев кумулятивных привилегированных акций, имеют право участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, начиная с собрания, следующего за годовым общим собранием акционеров, на котором независимо от причин не было принято решение о выплате дивидендов или было принято решение о неполной выплате дивидендов по привилегированным акциям этого типа». В этом случае глава «Роснефти» через своих доверенных лиц получает контроль над 22% уставного капитала «Траснефти» с соответствующими возможностями влияния на деятельность компании.

За 2015 год «Транснефть» заплатила 12,8 млрд рублей дивидендов − 100% по РСБУ. В монополии посчитали, что если нефтекомпании снизят на эту сумму расходы пропорционально сданным в систему объемам нефти, то доходы государства от уплаты ими налога на прибыль составят 1,96 млрд руб., а с учетом дивидендов «Роснефти» и «Газпром нефти» — на 3,36 млрд руб. то есть государство получит почти в четыре раза меньше.

Кроме несогласия с включением в тарифы на прокачку прибыли «Транснефти», Игорь Сечин предлагает ликвидировать механизм долгосрочных инвесттарифов. За счет повышения тарифов на определенных направлениях «Транснефть» строит свои трубопроводы. «Роснефть» считает, что этими договорами грузоотправителю навязываются обязательства по полному финансированию строительства или модернизации нефтепроводов. «Транснефть» получает объект в собственность и после ввода имеет прибыль, в то время как фактическому инвестору не обеспечивается ни возвратность, ни доходность от вложений. Развивать свои трубопроводы «Транснефть», по мнению Игоря Сечина, должна за счет инвестсоставляющей в тарифах для всех потребителей.

В «Транснефти» с такой позицией не согласны. Компания сообщает, что реализовано более 20 подобных соглашений, в том числе с «Роснефтью». Так, «Роснефть» и «Транснефть» в 2014 году договорились о финансировании проектирования и строительства отвода от ВСТО в направлении принадлежащего «Роснефти» Комсомольского НПЗ за счет средств установленного по согласованию инвестиционного тарифа на прокачку нефти по нефтепроводу «Тихорецк-Туапсе-2» в направлении Туапсинского НПЗ «Роснефти».

Тарифы на прокачку утверждает правительство, напоминают в монополии, а «Транснефть» выступает лишь как инвестор-застройщик. «Отказ от договорных тарифов и включение инвестсоставляющей в общий тариф приведут к тому, что за инфраструктуру, используемую одной нефтекомпанией, будут платить все, что будет «реальной дискриминацией», говорится в пояснительной записке Правительству.

Федеральная антимонопольная служба считает целесообразным сохранить действующий принцип тарифообразования на услуги «Транснефти» по прокачке нефти, сообщил журналистам заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин. «Тарифы являются регулируемыми, порядок ценообразования установлен правительством, они задает долгосрочные принципы тарифообразования, которые не являются сдерживающими для пользователей услуг «Транснефти». В частности, на 2016-2017 установлен порядок индексации с темпом ниже инфляции с коэффициентом 0,9, на последующие периоды предусмотрена индексация на уровень не выше темпов инфляции. В этом смысле интересы пользователей услуг «Транснефти» защищены, в том числе решение правительства в рамках установленного порядка ценообразования на долгосрочный период», — сказал он. По словам А. Голомолзина, практика учета дивидендных выплат в тарифах на прокачку нефти укладывается в общие бизнес-процессы и также не требует изменений.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх