ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Добыча жидких углеводородов в РФ после 2020г может начать падать до 1,2%

Нефтегазовая отрасль РФ продемонстрировала большую устойчивость к внешним вызовам, чем ожидалось, в то же время в будущем добыча нефти в стране начнет падать в отсутствие технологических решений по повышению нефтеотдачи и инвестиций в отрасль; в то же время, несмотря на будущие возможные трудности, ожидать серьезного реформирования нефтегазовой отрасли РФ не стоит, говорится в статье заведующей отделом нефтегазового комплекса Института энергетических исследований РАН Татьяны Митровой.

«Общие ожидания, как внутри страны, так и за рубежом, заключались в том, что международные санкции и низкие цены на нефть приведут к полному краху российской экономики. Тем не менее, реальность показывает, что на самом деле нефтегазовая отрасль России, а также вся экономика, переживают трудные времена, но демонстрируют гораздо большую устойчивость к этим вызовам, чем ожидалось», — отмечает эксперт.

«Несмотря на все проблемы, нефтегазовая промышленность страны, скорее всего, останется довольно устойчивыми, хотя ее вклад в рост доходов бюджета и ВВП будет уменьшаться», — добавляет она.

«В краткосрочной перспективе санкции вряд ли будут иметь сильное влияние на развитие нефтяной или газовой отраслей, но со временем они могут привести к обострению существующих проблем, связанных со снижением добычи на старых месторождениях и истощением финансовых ресурсов… Но в долгосрочной перспективе ожидается, что без привлечения Запада (как инвестиций, так и, что еще более важно, технологий), Россия не достигнет своего производственного потенциала», — добавляет эксперт.

 

ПРОГНОЗЫ ПО ДОБЫЧЕ

По мнению автора статьи, газовая отрасль России имеет хороший потенциал для устойчивого роста добычи. Поскольку страна не имеет никаких ограничений по ресурсам газа, его добыча в будущем газа будет зависеть исключительно от наличия рынков сбыта и инвестиций.

В нефтяной отрасли при этом дела обстоят иначе. «Перспективы добычи нефти в России до 2018 года кажутся довольно стабильными из-за прошлых инвестиций, но после 2020 года, как ожидается, добыча будет снижаться во всех сценариях, но разными темпами», — отмечается в исследовании. Снижение добычи жидких углеводородов в стране может составить от 0,2-1,2% в год в долгосрочной перспективе.

В будущем одним из основных способов поддержания уровня добычи нефти в стране будет рост добычи на существующих месторождениях. Так, с 2008-2009 годов основной вклад в рост добычи «черного золота» в РФ приходился на четыре крупнейших месторождения — Ванкор, Уват, Талакан и Верхнечонск. Однако в настоящее время ситуация изменилась, говорится в статье.

«В то же время использование третичных методов добычи нефти, в основном за счет повышения нефтеотдачи пластов (ПНП), не является экономически эффективным при существующем налоговом режиме, при этом все сценария развития не предполагают какие-либо радикальные реформы налогообложения», — отмечается в статье.

«Россия сохраняет значительный потенциал для удержания ее лидирующих позиций на мировом рынке нефти во всех сценариях. Но в долгосрочной перспективе это потребует успешного тестирования новых технологий, стимулов для развития труднодоступных ресурсов, а также контроль за расходами на старых месторождениях», — отмечается в докладе.

 

ЭКСПОРТ

Экспорт российской нефти, как ожидается, будет в целом достаточно стабильным до 2025 года во всех сценариях, в диапазоне 245-260 миллионов тонн. «Эта стабильность объемов экспорта в основном обусловлена тем фактом, что прогнозы по внутреннему спросу движутся в том же направлении (вниз), что и добычи нефти в России во всех сценариях», — отмечает автор статьи.

В настоящее время на фоне ожидаемого продолжения снижения спроса на углеводороды в Европе Россия старается найти новые рынки в странах Азии. «Существует мало надежды на какой-либо значительный рост экспорта (нефти и газа — ред.) на европейский рынок, что оправдывает главный стратегический приоритет России — переориентировать свой экспорт на Восток», — отмечается в исследовании.

«Однако до середины 2020-х годов экспорт нефти и газа в восточном направлении не сможет заменить утраченные объемы экспорта в Европу. Даже в долгосрочной перспективе, несмотря на неуклонный рост объемов поставок в Азию, абсолютные объемы экспорта и доля России на рынке Азии, вероятно, не будут близки к уровням, уже достигнутым на европейских рынках», — сообщает автор статьи.

Так, к 2025 году общий объем экспорта газа в восточном направлении может достигнуть 60 миллиардов кубометров (с возможностью увеличения до 85 миллиардов кубометров, в зависимости от успеха переговоров по поставкам по трубопроводу «Алтай» и успеха в сотрудничестве с иностранными партнерами в совместных СПГ проектах). Это одна треть от нынешнего экспорта в страны ЕС, отмечается в исследовании.

«Даже в долгосрочной перспективе Европа будет оставаться в центре внимания России. Как показывают наши расчеты, даже в 2030-2040 годах российский экспорт нефти и газа в Азию будет намного ниже, чем экспорт в Европу», — говорится в докладе.

Кроме того, в будущем РФ придется столкнуться с существенно возросшей конкуренцией на газовом, так и нефтяном рынке Европы. В частности, на нефтяном рынке может возрасти конкуренция с Ираном и Саудовской Аравией.

«Скорее всего, для того, чтобы защитить свою долю на рынке и существующие экспортные потоки нефти, Россия будет готова к вступлению в ожесточенную ценовую войну, предоставляя более привлекательные цены… Россия имеет сильные конкурентные позиции и одни из самых низких затрат на поставку на этот (европейский — ред.) рынок (хотя, конечно, РФ попытается любыми способами избежать этого сценария)», — отмечается в исследовании.

Конкуренция на газовом рынке Европы также будет расти.

«Наиболее ярким примером является планируемое поступление 10 миллиардов кубов азербайджанского газа через трубопроводы TANAP и TAP. Продолжающийся рост добычи сланцевого газа в Соединенных Штатах также улучшает перспективы импорта СПГ… В краткосрочной перспективе стратегия России по экспорту газа в Европе столкнется с серьезными проблемами в области адаптации (к новым реалиям — ред.) «, — отмечается в докладе.

 

РЕФОРМЫ ОТРАСЛИ

 

В то же время, несмотря на все текущие и будущие вызовы, автор статьи полагает, что руководство страны предпочитает отвечать тактически, продолжая тормозить более глубокие системные реформы.

«Реальные реформы внутреннего нефтяного и газового секторов России представляются маловероятными, несмотря на явные недостатки в существующей системе. Государственное финансирование и поддержка приобретают все большее значение в текущих рыночных условиях, давая конкретным компаниям преимущества на внутреннем рынке… Хотя увеличение концентрации и участия государства в нефтяной отрасли России замедляет процесс адаптации (отрасли к вызовам — ред.), инноваций и снижает конкурентоспособность, какие-то изменения кажутся маловероятными, несмотря на объявленные планы по частичной приватизации «Роснефти», — говорится в исследовании.

Реформа газового сектора, вероятно, будет также несущественными, говорится в статье.

«Сейчас все реформы газового рынка кажутся слишком рискованными, особенно в нынешних геополитических условиях, поэтому правительство явно откладывает какие-либо глубокие изменения. На внутреннем газовом рынке России существует огромное и фундаментальное препятствие для любого серьезного преобразования — государство само является одним из основных акционеров газовой отрасли и имеет обширную программу для использования газа в качестве важного внутреннего и международного политического инструмента», — отмечается в статье.

Автор статьи ожидает, что процесс реформирования газового рынка останется тактическим, а не стратегическим, и движимым желанием сохранить баланс сил между основными участниками рынка, а не создать эффективную рыночную систему.

Не ожидаются, по мнению автора статьи, существенные изменения и в области реформирования налогообложения нефтегазовой отрасли. «Так как нефтегазовый сектор в настоящее время является единственной оставшейся «дойной коровой» в российской экономике, весьма вероятно, что финансовое давление на сектор увеличится, что подрывает будущие инвестиции и в будущем откладывает налоговые реформы», — отмечается в исследовании.

 

Прокрутить вверх