ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Нет танкера в отечестве своем

Идея запрета перевозки российского сжиженного газа (СПГ) и шельфовой нефти на иностранных судах с 2020 года нашла неожиданную поддержку у вице-премьера Аркадия Дворковича. Считается, что предложение активно продвигает глава «Роснефти» Игорь Сечин, но другие игроки настроены скептически: сейчас Россия вообще не строит крупнотоннажных танкеров. По мнению экспертов, идея имеет право на жизнь, если переходный период будет продлен до десяти лет, а для некоторых типов судов сделают исключение, пишет «Коммерсантъ».

Вице-премьер Аркадий Дворкович поддержал идею Минтранса о том, чтобы с 2020 года произведенный в РФ СПГ и добытая на российском шельфе нефть перевозились только судами отечественного производства. По данным «Интерфакса», такое решение было принято по итогам совещания 17 марта. Предложение Минтранса о том, чтобы обязать все танкеры с экспортными нефтью и газом ходить под российским флагом, было поручено дополнительно проработать. Представитель господина Дворковича вчера была недоступна для комментариев.

Минтранс подготовил законопроект с этими предложениями еще летом 2015 года, с тех пор он обсуждается в правительстве. Собеседники в отрасли связывают появление этой инициативы с намерением главы «Роснефти» Игоря Сечина загрузить строящуюся верфь «Звезда» под Владивостоком. Топ-менеджер, в частности, просил Владимира Путина обязать другие нефтегазовые компании строить шельфовую технику и суда только на «Звезде». Сейчас 75% минус 2 акции «Звезды» у СП «Роснефти» и Газпромбанка, блокпакет — у Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Предполагается, что контролирующим акционером «Звезды» станет «Роснефтегаз» (его совет директоров возглавляет Игорь Сечин) — после того, как внесет в капитал верфи 60 млрд руб.

Сейчас компании РФ не используют крупнотоннажные танкеры отечественного производства. Но и шельфовые проекты в РФ под вопросом из-за санкций, а реализация СПГ-проектов затруднена. Поэтому перечень проектов, которым могут понадобиться танкеры после 2020 года, невелик: это СПГ-завод НОВАТЭКа на Гыдане, СПГ-заводы «Газпрома» на Сахалине и Балтике, Долгинское месторождение в Печорском море («Газпром нефть»). В НОВАТЭКе и «Газпроме» идею не комментировали. Собеседники в отрасли считают ее «нереалистичной». «Все можно сделать, но надо ставить реальные задачи, а не пытаться за три года построить суда, которые мы 30 лет не могли освоить»,— говорит источник в одной из нефтегазовых компаний. Лишь в «Роснефти» настроены оптимистично: собеседник, близкий к компании, напомнил, что она подписала соглашение об эксклюзивной постройке судов на «Звезде», заключила контракты и привлекает технологии из-за рубежа. Так, на верфи поставят крупнейший в РФ кран для крупноблочного строительства судов грузоподъемностью 1,2 тыс. тонн.

В ОСК сообщили, что «потенциально у корпорации есть возможности для строительства крупных морских танкеров и газовозов, если заказы на них появятся». Там отметили, что для строительства судов такого класса может быть использован новый комплекс петербургской «Северной верфи», две очереди которого планируется сдать в 2018 году. В ОСК напомнили, что в конце 2015 года заключили соглашение о сотрудничестве с «Совкомфлотом» о строительстве серии танкеров Aframax на «Северной верфи».

Источники, знакомые с ситуацией, отмечают, что крупные танкеры и газовозы в России не строятся, «свободных мощностей на верфях фактически нет», в основном сдаются небольшие серийные танкеры типа «река-море». Балтзавод, который мог бы принять такие заказы, занят ледоколами, «Севмаш» загружен военными заказами. Источники подчеркивают, что «проблемой является и отсутствие ряда компетенций, которые есть у южнокорейских верфей, занимающихся этим серийно», есть сложность в получении ряда технологий под санкциями. «В итоге преждевременно говорить о том, что к 2020 году можно обеспечить серийное строительство танкеров и газовозов большого дедвейта»,— отмечает один из них.

Надежда Малышева из PortNews считает, что в идее возить нефть и СПГ на танкерах отечественного производства есть логика, если она не будет жестко привязана к 2020 году. «Если отсрочка по тем или иным позициям будет до десяти лет и будет возможность исключений из запрета по некоторым типам судов, то норму можно будет постепенно ввести»,— полагает эксперт. Госпожа Малышева отмечает, что запрет на пользование иностранными судами может стимулировать зарубежных судостроителей к локализации в России своей продукции, так как этого потребуют покупатели углеводородов.

 

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх