ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Gunvor выходит из Колмара

Как стало известно, принадлежавший до марта 2014 года Геннадию Тимченко трейдер Gunvor продает первый актив в России — 30% в угольной компании «Колмар» — структурам Искандара Махмудова и Андрея Бокарева. У Volga Group господина Тимченко останется еще 30%. У новых совладельцев «Колмар» уже есть совместные проекты с Геннадием Тимченко и опыт работы в угольной отрасли. По мнению источников, их приход не отразится на стратегии развития компании, но может привести к смене ее управленческой команды, пишет «Коммерсантъ».

Структуры основных акционеров УГМК Искандара Махмудова и Андрея Бокарева выкупают долю швейцарского трейдера Gunvor в угольной компании «Колмар» (30%) в Якутии, рассказали источники, близкие к акционерам компании. По словам одного из них, сделка «в высокой степени готовности». Ее сумму собеседники не называют. По неофициальным данным, в 2011 году Gunvor, совладельцем которого тогда был Геннадий Тимченко, получил 60% «Колмара» за $300 млн.

Господин Тимченко продал свою долю в Gunvor партнеру Торбьорну Торнквисту в марте 2014 года, накануне введения против российского бизнесмена западных санкций. Уже в октябре трейдер объявил о выходе из российских активов. Помимо пакета в «Колмаре», Gunvor принадлежат нефтепродуктовый терминал в порту Усть-Луга и 50% в ООО «Новороссийский мазутный терминал» (НМТ; СП с группой НМТП). Но покупателей на портовые активы Gunvor пока не нашел, говорят источники.

Запасы «Колмара» — более 1 млрд тонн коксующегося угля, инвестпрограмма до 2020 года до девальвации рубля оценивалась в $1,3 млрд, предполагая увеличение добычи до 13,5 млн тонн в год (сейчас — 2 млн тонн) и выпуск 7 млн тонн концентрата. В марте основной инвестпроект компании — строительство Ингалинского ГОКа стоимостью 22,87 млрд руб. и мощностью 6-10,5 млн тонн угля в год — был утвержден Дмитрием Медведевым в числе приоритетных проектов Дальнего Востока.

На то, что сделка по продаже доли Gunvor в «Колмаре» запущена, может указывать изменение в структуре владельцев. В 2014 году в Volga Group Геннадия Тимченко раскрывали, что Gunvor принадлежит 30% «Колмара» через паритетное с Volga СП Montlink. Еще 40% «Колмара» владеют его основатели Анатолий Митрошин и Сергей Цивилев. Сейчас большинство активов «Колмара» находятся на балансе кипрской KLMR Ltd, она принадлежит Lonestate Assets Ltd (40%), Mokara Enterprises Ltd (30%) и Montlink Ltd (30%). Montlink принадлежит Volga Resources Investments Sicav-Sif SA, Mokara — некоей Антуле Папамаркос. Представители УГМК, Volga Group, господ Цивилева и Митрошина отказались от комментариев, в Gunvor не ответили на запрос.

Источник в отрасли, знакомый с планами «Колмара» и его акционерами, отмечает, что у господ Тимченко, Махмудова и Бокарева «уже есть ряд совместных проектов, например «Трансойл», и неудивительно, что они расширяют сотрудничество с учетом опыта акционеров УГМК в «Кузбассразрезугле»». Новые акционеры могут изменить управленческую команду «Колмара», который с января 2014 года возглавляет Сергей Цивилев, полагает собеседник, но инвестпрограмма «вряд ли нуждается в корректировке».

В то же время, Сергей Донской из Societe Generale говорит, что «период большого роста в коксующемся угле можно считать оконченным: Китай уже не может быть таким сильным драйвером, как раньше, прирост закупок в Японии и Южной Корее не столь масштабен, и основное, на что остается надеяться угольщикам,— это Индия». Как отмечает эксперт, рынок будет все более конкурентным, и главным преимуществом угольщиков станет себестоимость. Отгружать уголь «Колмар» планируется в страны АТР через терминал в бухте Мучка порта Ванино, который строит подконтрольная Геннадию Тимченко «Сахатранс». Но планы «Колмара» зависят и от развития Восточного полигона ОАО РЖД. Но источник, знакомый с ситуацией, уверяет, что у «Колмара» проблем с транспортом нет. «К месторождениям проведена дорога, до одного из них нужно дотянуть еще 4-5 км, это несложно»,— отмечает собеседник. Но, по его словам, проблема в высоких тарифах: используемым «Колмаром» участком владеют «Железные дороги Якутии», «и перевозка по 50 км пути стоит примерно столько же, сколько по 400 км у ОАО РЖД».

 

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх