ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Законодательство о саморегулировании будет доработано

29 января 2015 года в Доме Правительства состоялось заседание Правительства РФ,
основной темой которого стало обсуждение путей совершенствования системы
саморегулирования.
В своем вступительном слове председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев отметил,
что институт саморегулирования существует с 2007 года и
к настоящему времени в рамках этой системы создано свыше тысячи саморегулируемых
организаций — в самых разных сферах деятельности. Он подчеркнул, что одна из основных
функций саморегулируемой организации – устанавливать стандарты и правила в
предпринимательской деятельности или профессии и контролировать их соблюдение.
Изначально реформа была нацелена на снижение избыточной административной нагрузки
на экономику, сокращение количества лицензируемых видов деятельности, упрощение
контрольно-надзорных и разрешительных процедур, повышение ответственности бизнеса
перед потребителями. Дмитрий Медведев также упомянул о наличии различных оценок
результатов введения саморегулирования в разных отраслях и призвал повысить
эффективность нормативно-правового регулирования в этой сфере.
На сегодняшний день обязательное членство в СРО предусмотрено в 11 сферах
деятельности. В текущем году к этому списку добавятся еще две отрасли, итого 13:
строительство, оценочная деятельность, аудит, кредитная кооперация, деятельность
арбитражных управляющих и так далее. Общее число СРО достигает почти 1200. Большая
часть, 767, – в отраслях, где предусмотрено обязательное членство, 424 – в сфере
добровольных саморегулируемых организаций.
В соответствии с поручениями Президента и Правительства РФ Министерство
экономического развития провело анализ результативности работы системы
саморегулирования и подготовило предложения в рамках концепции совершенствованиясистемы саморегулирования. Перечень выявленных проблем оказался достаточно
обширным.
Неудовлетворительное качество стандартизации. Стандарты не стали стандартами
профессиональной деятельности и высокой репутации участников системы
саморегулирования. По большей части сохранилось формальное переложение требований
законов в соответствующие профессиональные или предпринимательские стандарты.
Недостаточная эффективность контроля саморегулируемых организаций за своими
членами.
Низкий уровень использования механизмов ответственности предпринимателей или
профессионалов перед потребителями. Существующие объемы средств в компенсационных
фондах велик, а количество выплат минимально. Система страхования также не может
похвастаться эффективностью.
Не развито внесудебное разрешение споров между членами саморегулируемых
организаций и их контрагентами.
Слаб государственный контроль за деятельностью СРО.
Кроме того, по мнению Минэкономразвития РФ, существующее законодательство в области
саморегулирования недостаточно универсально. Растет число отраслей с особенностями
регулирования, где не действуют универсальные принципы саморегулирования.
В целях решения перечисленных проблем и увеличения эффективности саморегулирования
будет подготовлена концепция совершенствования механизма саморегулирования.
Концепция ориентируется на унификацию и стандартизацию требований в рамках системы,
в том числе требований к самим организациям, к регулированию деятельности СРО и
ограничению перечня отраслевых особенностей. По планам, в базовом законе будет чётко
сформулирован принцип, что может регулироваться отдельным отраслевым
законодательством.
Также предлагается совершенствовать механизмы обеспечения имущественной
ответственности субъектов саморегулирования через утверждение принципа коллективной
ответственности и установление в качестве базового принципа солидарной ответственности
членов СРО.Расширить перечень оснований для обращения к взысканию средств компенсационных
фондов или для обращения за страховой выплатой в рамках гражданско-правовой
ответственности членов СРО.
Повысить эффективность осуществления контроля СРО за предпринимательской и
профессиональной деятельностью и стимулировать развитие механизмов внесудебного
урегулирования споров как между членами СРО, так между ними и их контрагентами.
В рамках концепции будет разработан комплекс мер, направленных на усиление
ответственности саморегулируемых организаций в случае нарушения ими обязательных
требований. В частности, предлагается установить базовые требования к порядку
осуществления государственного контроля за деятельностью СРО, требования к
осуществлению ими контроля за деятельностью своих членов, детализировать состав
административных правонарушений в сфере деятельности саморегулируемых организаций.
В базовом законе появится глава, посвящённая регулированию деятельности национальных
объединений СРО, их статуса, порядка формирования, определения объёма прав,
обязанностей и функций.
Основным механизмом реализации этих предложений будут поправки в закон о
саморегулируемых организациях.
По итогам совещания Министерству экономического развития было поручено в качестве
первого этапа работы подготовить и внести до 1 апреля 2015 года в установленном порядке
проект концепции совершенствования механизмов саморегулирования для ее утверждения
Правительством Российской Федерации. В качестве второго этапа работы —
подготовить и в июне 2015 года внести в Правительство Российской Федерации проект
федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых
организациях» и иные законодательные акты Российской Федерации».
Как отмечает генеральный директор СРО НП “ЭнергоСтройАльянс” Дмитрий Мурзинцев:
“Законодательство в сфере саморегулирования действительно требует доработки и
уточнения. Мы постоянно говорили о необходимости решать проблемы компенсационных
фондов и материальной ответственности в целом, контроля за деятельностью
саморегулируемых организаций и их членов, упорядочения работы Национальных
объединений СРО. При этом необходимо в полной мере на уровне законодательства
учитывать особенности отраслей в целях обеспечения максимальной эффективности
саморегулирования на практическом уровне”.

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх