ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Кто может повлиять на котировки

В преддверии саммита ОПЕК министр энергетики Александр Новак допустил, что Россия может снизить добычу, но затем дезавуировал свои слова. Этого хватило, чтобы нефть подорожала на 2,7%, пишет РБК daily.

Власти России обсуждают возможности снижения добычи для поддержания мировых цен на нефть, сообщило в пятницу агентство РИА Новости со ссылкой на министра энергетики России Александра Новака. «Вопрос требует тщательной проработки», – заявил Новак. «На сегодняшний день такого решения нет. У нас очень сильно зависит бюджет от поступлений от нефтяной отрасли. У нас не такие технологии, как в Саудовской Аравии, чтобы быстро снизить добычу или нарастить, но в целом этот вопрос обсуждаем, мы работаем внутри правительства с точки зрения целесообразности таких методов», – сказал министр.

Этих слов хватило, чтобы котировки Brent подскочили на 2,7%, с $79,4 до $81,58 за баррель. Но через несколько часов после выступления Новака Минэнерго дезавуировало заявление министра, заявив, что журналисты неправильно его истолковали.

Нефть тут же начала дешеветь: к 19:15 цена опустилась ниже отметки $80 за баррель.

 

От России ничего не зависит

Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов в пятницу же назвал снижение добычи нефти нецелесообразным. «На фоне стабилизации добычи в РФ нецелесообразно говорить о необходимости сокращения добычи», – сказал Алекперов. Он предположил, что снижение цены на нефть приведет к росту ее потребления, это и установит тренд на повышение цены.

Представители «Роснефти», «Башнефти» и «Сургутнефтегаза» отказались от комментариев. Представитель «Газпром нефти» лишь отметил, что компания не меняла планы по добыче: «В этом году мы ожидаем рост на 5% в нефтяном эквиваленте, в следующем году рост продолжится».

Снижение добычи в России сейчас нецелесообразно – риски превышают возможную выгоду, согласен старший аналитик «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин. Он считает инициативу необоснованной, а также трудновыполнимой. «Сейчас Россия не обладает такой возможностью – влиять на мировые цены на нефть, снизив свою добычу. Скорее всего, Россия просто потеряет добычу, восстановить которую будет сложно», – говорит аналитик. Резкое снижение и восстановление добычи – это дорогая и рискованная процедура: «Придется законсервировать слишком много скважин, обратный ввод в эксплуатацию которых может не увенчаться успехом. В некоторых случаях из-за нарушения режима эксплуатации добычу вовсе не удастся вернуть», – объясняет Кокин.

Слова министра носят скорее политический характер и служат сигналом рынку, считает Кокин: «Похожий блеф был в 2008 году, когда тогдашний глава ОПЕК заявлял, что Россия может снизить добычу на 25 млн т в год. Ничего не произошло. Скорее всего, и сейчас ничего не будет – компании вряд ли на это пойдут». Правительствои не может заставить компании, даже государственные, снизить добычу – это не в его компетенции. Единственная возможность государству договориться – это неформальное соглашение, и это еще одна проблема реализации идеи.

Экспорт сырой нефти из России падает год от года – за последние десять месяцев он снизился на 6%. Увеличение добычи минимальное, и в ближайшее время может начаться снижение, говорит аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров. Добыча в России росла быстрыми темпами с конца 1990-х годов, в 2008 году случилось первое за десятилетие снижение. С тех пор добыча растет, но очень скромными темпами – за шесть лет с 2008 года производство нефти в стране увеличилось лишь на 7%, до 523,3 млн т.

Цены на нефть падают из-за перенасыщения рынка, но источники перепроизводства – это США и Саудовская Аравия, а вовсе не Россия, отмечает Нестеров. В 2014 году производство нефти в США увеличилось на 75 млн т, в 2015 году оно вырастет еще на 50 млн т; Саудовская Аравия производит более 500 млн т и собирается еще наращивать добычу, говорит Нестеров. Если Россия сократит свою долю рынка, она рискует потерять ее навсегда. В условиях, когда санкции против России могут быть ужесточены, снижение добычи было бы ошибкой, особенно с учетом того, что от российского производства в контексте мировых цен на нефть ничего не зависит, заключает аналитик.

Ранее министр финансов России Антон Силуанов говорил, что если мировые цены на нефть снизятся до $60 за баррель, а США и Запад ужесточат санкции, то экономика России погрузится в рецессию.

 

Все в руках ОПЕК

Страны – участницы ОПЕК могут рассмотреть вопрос о необходимости общего снижения добычи для повышения цен на заседании 27 ноября. Ранее Саудовская Аравия заявляла, что уменьшать производство нефти не планирует, но за сокращение добычи выступают Иран и Венесуэла. Грядущее заседание ОПЕК можно считать самым важным за последние 10–15 лет, цитирует Bloomberg директора по инвестициям Merchant Commodity Fund Дага Кинга. «Если участники ОПЕК выберут бездействие, цены на нефть продолжат падать. Если они решат сократить добычу на 1,5 млн барр. в сутки (это именно тот объем, который нужен для баланса спроса и предложения), Brent может вернуться в диапазон $80–90», – считает эксперт.

«Сократив добычу, производители помогут восстановиться нефтяным котировкам, которые сейчас находятся на минимальных значениях за последние четыре года. Но тем самым участники ОПЕК могут уступить долю рынка конкурентам, включая американских добытчиков сланцевой нефти», – пишет Bloomberg. С другой стороны, ОПЕК может не предпринимать никаких действий и допустить снижение цен до уровня, которого будет достаточно для обуздания роста добычи в США. Но такое бездействие может ударить по наименее богатым странам – участницам картеля, таким как Венесуэла и Нигерия. Мнения аналитиков по поводу исхода встречи разделились поров-

ну – в последний раз похожая ситуация с прогнозами по поводу действий ОПЕК была в конце 2007 года, когда цены на нефть взлетели до рекордной отметки.

«По своему плану Венесуэла должна была добывать около 300 млн т, но по факту ее добыча почти в два раза меньше. В этих условиях сокращение добычи, если это не гарантирует повышения цен, – крайне рискованный шаг для руководителей страны. Не думаю,

что они на такое пойдут», – говорит Нестеров. Для того чтобы повлиять на цены, о снижении добычи должны договориться участники ОПЕК, которые имеют 40–60% мировых запасов нефти, подчеркнул аналитик.

Россия внимательно следит за действиями ОПЕК: накануне заседания членов картеля в Вене там

же планируется встреча российского и венесуэльского министров энергетики, туда же собирается приехать и президент «Роснефти» Игорь Сечин.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх