ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Трубы Газпрома ведут к докапитализации

В первый день осени был дан торжественный старт началу строительства газопровода Сила Сибири, по ответвлениям которого газ будет поступать в том числе и в Китай. Для поставок этого энергоносителя в Поднебесную по восточному маршруту потребуются инвестиции общим объемом $55 млрд в разработку месторождений Иркутского и Якутского центров газодобычи, а также в строительство газопровода Сила Сибири.

Газпром недавно подтвердил договоренность с китайской CNPC о том, что последняя предоставит российской компании аванс в размере $25 млрд, который может быть направлен на финансирование строительства Силы Сибири. Важно, что этим капитальные затраты Газпрома в ближайшие пять лет не ограничатся. Сразу после начала сооружения Силы Сибири появились заявления о желании Газпрома договориться о поставках газа и по западному коридору, по газопроводу Алтай, стоимость которого может превысить $10 млрд. Кроме того, госмонополия по-прежнему полна решимости завершить строительство Южного потока. Его стоимость также велика — порядка $20 млрд. Еще около $15 млрд пойдет на расширение ГТС России под Южный поток.

Между тем государство не поддерживает рост тарифов на газ, чтобы Газпром получил больше средств от операционной деятельности, которые смог бы направить на строительство Силы Сибири. Причем, согласно имеющейся информации, Газпром не требовал возврата к ежегодной индексации в 15%, а лишь просил о повышении цен на газ на уровне инфляции плюс 2-4% с 2015 года. При этом в связи с активизацией независимых производителей газа, в первую очередь НОВАТЭКа и Роснефти, доля внутреннего рынка Газпрома продолжит сокращаться, а сам рынок будет расти крайне медленно.

Прогноз Минэкономразвития, подразумевает, что к 2017 году цены Газпрома на голубое топливо в Европе снизятся более чем на 15%, до $320 за тыс. куб. м. Одной из причин такой динамики министерство называет «расширение источников поставок, в том числе с использованием технологий для добычи сланцевого газа». Эту угрозу и сам Газпром признает в своей отчетности. В дополнение к этому потребители российского газа в Европе регулярно и весьма успешно требуют скидок, а также настаивают на большей привязке контрактной цены газпромовской продукции к спотовой и на пересмотре условий «бери или плати». Учитывая, что разница в ценах российского газа на границе с Германией и на спотовых площадках в последние месяцы достигала $130-140 за тыс. куб. м, то эти требования европейских потребителей вполне объяснимы. Таким образом, денежный поток от операционной деятельности компании в перспективе ближайших пяти лет будет находиться под давлением.

Все вышесказанное прямо подталкивает акционеров к мысли о том, что докапитализация Газпрома, которая сейчас активно обсуждается, действительно состоится в той или иной форме. В федеральных органах власти и в самом Газпроме считают, что «докапитализация раньше 2015 года нецелесообразна», то есть на нее могут пойти уже через несколько месяцев.

Долговая нагрузка у газовой корпорации находится на приемлемом уровне, однако размер инвестиций, необходимых для реализации новых проектов, не позволит полностью удовлетворить потребность в финансах за счет долга. Если говорить о существенном увеличении долговой нагрузки, то она была бы негативна для акционеров Газпрома, рассчитывающих на повышение дивидендов, так как выплаты процентов по кредитам снизили бы чистую прибыль компании.

Выпуск дополнительных акций не будет благосклонно воспринят инвесторами. Держатели данных бумаг будут недовольны, что в результате допэмиссии их доля, скорее всего, размоется в пользу государства, так как основными инвесторами в случае допэмиссии по ценам выше рыночных с высокой долей вероятности стали бы государство, а также китайские компании.

Таким образом, начало строительства знакового газопровода можно считать и началом отсчета времени до докапитализации Газпрома, а это, как ни крути, невыгодно для ее миноритарных акционеров.

Целевая цена по акциям Газпрома — 157 руб., рекомендация — «держать».

Григорий Бирг, «Инвесткафе»

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх