ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Южный поток: проблемы очевидны — выгоды сомнительны

Болгария в очередной раз приостановила участие в реализации проекта по строительству газопровода Южный поток на территории страны, до тех пор пока он не будет отвечать требованиям Третьего энергопакета.

Для строительства сухопутного участка в Болгарии было создано СП Газпрома с местным государственным энергетическим холдингом. Такие же совместные предприятия организованы и с национальными нефтегазовыми компаниями и в других странах, по территории которых, как предполагается, будет проложена сухопутная часть газопровода. Среди этих государств Австрия, Венгрия, Греция, Сербия, Хорватия и Словения. Однако очевидная поддержка проекта со стороны правительств и национальных нефтегазовых компаний стран-участниц вовсе не означали, что на пути строительства Южного потока нет преград.

Формально Южный поток не соответствует нормам Третьего энергопакета. Для Газпрома основной риск, связанный с принятием его нормативов членами ЕС, в том, что компания не сможет одновременно выступать и поставщиком европейских стран, и владельцем самостоятельно построенных газопроводов, по которым сырье поступает потребителям. Для того чтобы удовлетворять нормам Третьего энергопакета, отечественной корпорации придется предоставить доступ к газопроводу сторонним поставщикам. Разумеется, Газпром не готов идти на это. Учитывая масштаб инвестиций, требуемых для строительства, необходимы гарантии по заполнению газопровода, подкрепленные долгосрочными контрактами на поставку сырья. Без этого вкладываться в проект Газпрому нецелесообразно.

В условиях обострения геополитической ситуации в Украине, Южный поток и возможность вывода его из-под норм Третьего энергопакета стали своего рода разменной картой в противостоянии России и Европы. Политические лидеры ЕС, судя по сообщениям СМИ, оказывают давление на участников проекта. На этот раз слабым звеном стала Болгария. Конечно, возможно вывести Южный поток в обход Болгарии в Румынию. Однако участие Болгарии в проекте крайне важно, так как это дало бы возможность создать на территории страны газотранспортный узел, с которого поставки будут осуществляться сразу в двух направлениях — на юго-запад и на северо-запад. Это улучшило бы экономику проекта.

Решение ЕС препятствовать реализации проекта Южный поток в настоящее время, на мой взгляд, отчасти обусловлено политическими соображениями, а не экономическими выгодами и несет с собой повышенные риски срыва поставок газа в регион в будущем. Об этом прямо свидетельствует решение Украины о готовности допустить введение запрета на транзит российского сырья по своей территории.

В то же время проблемы со строительством Южного потока и с выходом на полную мощность Северного потока увеличивает значимость украинской ГТС для энергетической безопасности Европы. Тем временем правительство Украины приняло решение о том, что до 49% в капитале компаний, контролирующих ГТС и ПХГ страны, может быть продано инвесторам из США или Европы.

Естественно, создание оператора украинской ГТС с долей в нем иностранных, в том числе и европейских акционеров, может помешать строительству Южного потока. Это может привести к тому, что аргумент Газпрома о том, что строительство газопровода необходимо для снижения риска срыва поставок газа через территории стран-транзитеров, окажется менее релевантным. В то же время решать этот вопрос без привлечения России, которая поставляет газ в трубопроводы, не представляется возможным. От этого зависит рентабельность предполагаемых инвестиций в ГТС Украины.

В целом отказ от строительства Южного потока и увеличение объемов транзита газа по украинской ГТС были бы позитивны для инвесторов Газпрома. Стоимость Южного потока велика — порядка $20 млрд. Еще около $15 млрд пойдет на расширение ГТС России под этот трубопровод. Есть и другие проблемы со строительством транспортной артерии с планируемой мощностью в 63 млрд куб. м газа в год. Под вопросом сама целесообразность дальнейшего расширения газотранспортных мощностей в экспортном направлении из России при загруженном примерно наполовину Северном потоке мощностью 55 млрд куб. м в год и используемой немногим более чем на 50% украинской ГТС, позволяющей перекачивать около 140 млрд куб. м сырья.

Целевая цена по акциям Газпрома — 157 руб., рекомендация — «покупать».

Григорий Бирг, «Инвесткафе»

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх