ЭнергоНьюс

Новости энергетики

Следственный комитет завершил расследование по уголовному делу об аварии на СШГЭС

Главное следственное управление Следственного комитета РФ завершило расследование уголовного дела об аварии, произошедшей в августе 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС. Об этом сообщил официальный представитель Главного следственного управления /ГСУ/ Следственного комитета России Владимир Маркин.

По его словам, в Саяногорском городском суде начинаются предварительные слушания по данному уголовному делу.

Директор филиала ОАО «РусГидро» — «Саяно-Шушенская ГЭС им. П.С. Непорожнего» Николай Неволько, главный инженер станции Андрей Митрофанов, его заместители Евгений Шерварли и Геннадий Никитенко, а также работники Службы мониторинга оборудования Саяно-Шушенской ГЭС Александр Матвиенко, Владимир Белобородов и Александр Клюкач обвиняются в нарушении правил безопасности при ведении работ, повлекшее смерть более двух лиц и причинение крупного ущерба.

По данным следствия, ряд работников «Саяно-Шушенская ГЭС им. П.С. Непорожнего», являясь ответственными за безопасную эксплуатацию гидротехнического оборудования Саяно-Шушенской ГЭС, по небрежности в течение длительного времени допускали работу гидроагрегата N2 в неудовлетворительном вибрационном состоянии. Сотрудники ГЭС бездействовали и не принимали никаких мер по устранению технической неисправности, в том числе и в ходе планового ремонта, проведенного в январе-марте 2009 года.

В результате 17 августа 2009 года при увеличении амплитуды вибрации турбинного подшипника до 840 микрон, при максимально разрешенном значении до 160 микрон, произошло разрушение крепления крышки турбины, что привело к ее отрыву, затоплению машинного зала, разрушению и повреждению сооружений, технических устройств и технологического оборудования Саяно-Шушенской ГЭС и гибели 75 человек из числа персонала станции и подрядных организаций.

Маркин напомнил, что авария на Саяно-Шушенской ГЭС привела к гибели семидесяти пяти человек и не имеет аналогов в отечественной и мировой гидроэнергетике. «В связи с этим перед следователями стояла задача вникнуть в процесс работы технологического оборудования гидроэлектростанции, изучить значительное количество технической и проектной документации, оценить правильность действий персонала при работе с оборудованием», — подчеркнул представитель СК РФ.

Он отметил, что для всестороннего исследования причин трагедии было привлечено большое количество специалистов со всей страны. «Все результаты проведенных ими исследований о причинах аварии в качестве версий тщательно проверялись в ходе расследования. Всего по делу было допрошено более 300 свидетелей и проведены 234 экспертизы. Среди них судебно-медицинские, генетические, технические, металловедческие, а также взрывотехническая и сейсмологическая экспертизы», — сказал Маркин.

Он уточнил, что некоторые из исследований следствие назначало с целью исключения версий теракта и землетрясения. После сбора достаточного следственного материала, сказал представитель комитета, были также назначены комплексная технико-криминалистическая и финансово-экономическая судебная экспертизы.

Маркин рассказал также, что «в связи с большим объемом материалов, а к уголовному делу приобщено более восьмисот пятидесяти вещественных доказательств, проведение экспертиз длилось в течение года, по результатам которых была составлена математическая модель развития аварии».

С целью предотвращения аналогичных происшествий следователем в адрес «РусГидро» было внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших аварии. В результате помещения обслуживающего персонала были перенесены выше уровня затопления, а станция дополнительно оборудована спасательными жилетами и указателями для эвакуации. Кроме того, проведены исследования состояния технических сооружений на двадцати двух гидроэлектростанциях, срок эксплуатации которых превысил двадцать пять лет, сказал Маркин.

Он добавил, что объем данного уголовного дела составил две тысячи двадцать девять томов. «Следствием собраны доказательства того, что директор станции Неволько, главный инженер Митрофанов, его заместители Никитенко и Шерварли, а также работники службы мониторинга оборудования в течение длительного времени, грубо нарушая правила безопасности, допускали эксплуатацию гидроагрегата N2 в неудовлетворительном вибрационном состоянии. Они не принимали мер к устранению неисправности, в том числе и во время планового ремонта в начале 2009 года, что в итоге и привело к аварии», — сказал Маркин.

 

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх