Долги энергетиков: кто виноват и что делать?

На прошедшем заседании правительственной комиссии ТЭК не обошлось без обсуждения наболевшей темы долгов на оптовом и розничном рынке электроэнергии. Совет рынка выдвинул идею создания единого контроллера платежей, однако против нее выступает антимонопольный комитет. Минэнерго предложило ряд мер, которые призваны разрешить текущие проблемы. Между тем уже проделанную регуляторами и профильным ведомством работу по ликвидации задолженности президент счел неудовлетворительной.

Речь преимущественно шла об уже набившем оскомину Энергостриме. Глава МВД РФ Владимир Колокольцев подтвердил возбуждение шести уголовных дел против участников махинаций. Минэнерго пришлось отчитаться за «несвоевременное» реагирование на дело Стрима. При этом в качестве оправдания Александр Новак сослался на то, что без учета проблемных «одной территории и одной компании» (Северного Кавказа и Энергострима) задолженность на опте на конец 2012 года повысилась всего на 3 млрд руб. Это, по мнению главы министерства, несущественно для рынка, годовые обороты которого достигают сотен миллиардов. НП Совет рынка, в свою очередь, сообщил, что по оставшимся у Стрима 12 регионам после принятия решения об исключении шести сбытов компании с ОРЭМа общая задолженность снизилась на 1 млрд руб. Но все же самым проблемным в российской энергетике, я думаю, остается СКФО, так как дол

Но все же самым проблемным в российской энергетике, я думаю, остается СКФО, так как долги тамошних ГП преобладают на энергорынке. И хотя министр энергетики заверил, что в прошлом году удалось добиться определенных улучшений ситуации в этом регионе, верится в это с трудом. На мой взгляд, снижение задолженности СКФО на полмиллиарда во 2-м полугодии 2012 года против ее роста за 1-е полугодие на 4 млрд едва ли можно считать заметным прогрессом. Также были упомянуты меры по консолидации ТСО в регионе. Однако хочу напомнить о жестком противостоянии, которые эти меры встретили со стороны властей Ставропольского края и Дагестана, и, насколько мне известно, положительного результата МРСК Северного Кавказа и Холдинг МРСК в этом деле так и не добились.

Хотелось бы коротко остановиться на мерах по ликвидации долгов на рынке, которые были предложены министерством. Нужно сказать, что некоторые из них уже озвучивались ранее крупнейшими представителями отрасли, в частности Мечел-Энерго.

1. Ужесточение ответственности управляющих компаний и ТСЖ на законодательном уровне, а также закрепление за генераторами права расторжения договора о ресурсоснабжении с управляющей компанией и заключения прямых договоров с гражданами, если задолженность накапливается дольше двух расчетных периодов.

2. Введение финансовых гарантий оплаты за электроэнергию по «неотключаемым потребителям». Имеются в виду банковские гарантии, договоры-поручительства и, возможно, бюджетные гарантии муниципальных образований.

3. Установление пени за просрочку платежа и за просрочку поставки на уровне примерно 18%, что выше ставки рефинансирования, для того чтобы у потребителей не было стимула фактически кредитоваться за счет того, что они не платят поставщикам энергоресурсов.

4. Законодательное установление возможности подключения субабонентов только наличии возможности технически обеспечить раздельное ограничение режима потребления. Речь идет о возможности отключения предприятий, не оплачивающих услуги энергетиков, но не подлежащих отключению из-за зависимости от них добросовестных плательщиков. Также предлагается ввести ответственность за невыполнение обязательств по оплате электроэнергии потребителями, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим и социальным последствиям.

5. Введение штрафов за бездоговорное подключение к электрическим сетям и ответственность за нарушение ограничений режима потребления электрической энергии. Кстати, бездоговорное потребление — это самая большая проблема именно в СКФО.

6. Возложить на собственников имущества, используемого МУПами и ЖКХ, в случае его передачи другому лицу обязанность принимать меры по погашению задолженности перед ресурсоснабжающей организацией. Это должно ликвидировать ситуацию, когда муниципалитеты отдают, например, котельные в аренды юрлицу, которое после накопления долгов банкротится, а имущество передается новому юрлицу. В результате задолженность остается в виде уже просроченной и неликвидной.

Последнее, на чем хотелось бы остановиться, это предложенные Советом рынка пилотные проекты в ряде регионов (пока названы Пермский край и Волгоградская область), по внедрению единой платежной системы. Она, по замыслу авторов идеи, будет иметь вид некого регистратора, который должен будет давать акцепт на расщепление платежей по участникам энергоцепи, то есть принимать решение, кому и когда платить деньги. Предполагается, что платежи потребителей будут поступать на спецсчета, владельцами которых выступят сбытовые и сетевые организации. Однако категорически против этой инициативы выступил глава ФАС Игорь Артемьев. По его мнению, появление юридического лица, распределяющего средства и не являющегося государственным регулирующим органом, создаст серьезный коррупционный потенциал. На данный момент президент дал указание приостановить всю работу по этому проекту, хотя оптовый регулятор планировал запустить его уже с 1 июля этого года.

Предполагалось, что участие в этой платежной системе примут также Газпром, Сбербанк, Альфа-банк, ВБРР и Банк Москвы. К тому же Совет рынка сообщил, что уже договорился с Холдингом МРСК об учреждении регистратора в тех регионах, где будут проводиться пилоты. Отмечу, что все эти изменения, на мой взгляд, реально внедрить не ранее следующего года.

А тем временем положение на сбытовом рынке становится все более напряженным, ведь, несмотря на все старания МРСК, которые с февраля взяли на себя функции гарантирующих поставщиков в бывших «вотчинах» Энергострима, не думаю, что им удастся добиться существенного снижения задолженности на оптовом рынке.

Пока из энергосбытовых компаний уверенно на фондовом рынке себя чувствует только МосЭС, акции которого со вступления в действие решения Совета рынка выглядят значительно лучше рынка и своего сектора.

Цель по бумагам МосЭС — 0,67 руб., что предполагает потенциал роста 40%, рекомендация — «покупать».

Лилия Бруева, аналитик Инвесткафе