ЭнергоНьюс

Новости энергетики

«Страшилка» для МРСК

В связи с проблемой последней мили на правительство последнее время оказывается двойное давление. С одной стороны, это делают крупные промышленные потребители электроэнергии, не желающие участвовать в перекрестном субсидировании населения, с другой — электросетевые компании, которые несут огромные убытки по судебным тяжбам из-за договоров последней мили. В случае отмены договоров последней мили у всех МРСК образуются значительные выпадающие доходы, так как по ним они получали в среднем 30% выручки.

Частично выпадающие доходы МРСК планируется компенсировать за счет более высоких тарифов за превышение социальной нормы, которую пока планируется установить на минимальном уровне. Это приведет увеличению платежей населения, так как превышение соцнормы будет оплачиваться по экономически обоснованному тарифу. Как следствие, повысится выручка, которую сбытовые компании смогут получать от населения, а это позволит нарастить долю сетевых компаний в этой сумме. Таким способом будет компенсирована часть выпадающих доходов МРСК.

От отмены договоров последней мили МРСК Сибири и МРСК Урала пострадают в наибольшей степени. Последняя, к примеру, близка к потере соответствующих соглашений с такими крупными клиентами, как Челябинский электрометаллургический комбинат и УАЗ-СУАЛ. Через суд эти потребители добиваются права не оплачивать услуги распределительной компании и заключать прямые договоры с ФСК ЕЭС, что приводит к огромным выпадающим доходам для МРСК Урала. Богословский алюминиевый завод, которым владеет Русал, на данный момент накопил задолженность перед МРСК Урала и МЭС Урала по договору последней мили в размере 1 млрд руб., и эта задолженность продолжает увеличиваться. Но с учетом того, что сохранение БАЗа необходимо в первую очередь для сохранения социальной стабильности, правительство будет искать способ компенсировать Русалу его задолженность. Как известно, ФСК ЕЭС уже внесла свой вклад в решение проблем предприятия.

Впрочем, есть серьезные основания предполагать, что механизм последней мили может быть отменен раньше обозначенных сейчас официально сроков (2014-2017 годы). Накаляющаяся ситуация с договорами последней мили, скорее всего, вынудит правительство разобраться с возникающей вокруг нее правовой коллизией (с одной стороны, есть приказ Минэнерго, с другой — решение суда, признающее его недействительным) в самое ближайшее время. Из-за недавно проигранного Минэнерго процесса против Русэнергоресурса надежд правительства и электросетевых компаний на то, что этот вопрос может быть решен исключительно в зале суда, изрядно поубавилось. Это решение может создать прецедент для обращения других энергокомпаний в суд против применения механизма последней мили. Весьма вероятно, что количество исков против МРСК будет только расти, особенно в областях и краях с высокой долей крупных промышленных потребителей, каким и является регион присутствия МРСК Урала и МРСК Сибири.

Однако проблема ухода потребителей на прямые договоры с ФСК действительно сейчас остро стоит для всех МРСК. В противостоянии распределительных электросетевых компаний и крупных потребителей электроэнергии по вопросу легитимности применения договоров последней мили последние все чаще одерживают победу. Даже сравнительно более устойчивая МРСК Центра может пострадать из-за огромных выпадающих доходов в случае, если будет повторно проиграно дело с НЛМК, возможные потери для МРСК Центра по которому могут достичь 5 млрд руб.

Думаю, что это разбирательство станет очередным поводом для компании попросить власти принять решение по продлению действия договоров последней мили.

Как сообщают «Ведомости» со ссылкой на источники в Минэнерго, общий объем «мили» на конец этого года в 59 регионах достигнет 58 млрд руб. С учетом масштаба проблем Минэнерго предлагает ликвидировать последнюю милю в проблемных регионах постепенно. До 2014 года от нее откажутся только в Алтайском, Пермском, Приморском и Хабаровском крае, а также в Кировской и Тульской областях и Республике Коми. В Челябинской, Свердловской и Амурской областях, Красноярском крае и Республике Марий Эл отменят ее к 2017 году. Однако у меня есть сомнения, что это реальные сроки, так как они уже не раз отодвигались.

Контроль и участие государства сейчас необходимы для решения проблем отрасли, в том числе, тех из них, которые касаются перекрестного субсидирования, договоров последней мили, а также регулирования тарифообразования внутри «котла». Навести порядок в этих вопросах без внесения изменений в действующие законодательные акты, на мой взгляд, невозможно. В частности, пересмотру должны подвергнуться ФЗ № 35 «Об электроэнергетике», а также 442-е и 861-е постановления правительства.

Итоговые размеры выпадающих доходов, которые образуются от ухода потребителей от последней мили еще только предстоит подсчитать, а суммы, которые могут быть направлены на компенсацию после введения социальной нормы, сейчас также не поддаются расчету, так как окончательный нормативный и сверхнормативный тарифы для населения еще не определены, а судебные тяжбы по последней миле продолжаются.

Самым большим потенциалом роста к расчетной целевой цене среди дочерних компаний холдинга обладают акции МОЭСК. К тому же для этой сетевой компании проблема последней мили абсолютно не является риском. Таргет по бумагам МОЭСК определен на уровне 2,41 руб., потенциал роста — 64%, рекомендация — «покупать».

Лилия Бруева, аналитик Инвесткафе

Мы в телеграм:

Подпишитесь на наш Telegram Канал
Прокрутить вверх